Колесно-гусеничный танк Скофилда, вторая модель на колесах...
Интересно, однако, что венцом всей этой колесно-гусеничной эпопеи машин, имевших двойной двигатель, стали новозеландские танки конструктора Дж. Скофилда, представителя компании "Дженерал Моторс" в Окленде. В 1940 г., когда по всей Европе уже бушевала война, новозеландцы решили срочно наращивать свои собственные вооруженные силы, и все поступавшие предложения тщательно обсуждали, а если они того стоили, отправляли на реализацию. На встрече представителей правительства и армии работа изобретателя Скофилда понравилась и была одобрена ими в качестве боевой машины для производства в Новой Зеландии.
Очевидная выгода проекта заключалась в использовании автомобильного шасси компании "Дженерал Моторс", взятого от 3-тонного грузовика "Шевроле". Двигатель, точно так же как и на авто, располагался на этом танке спереди, за ним - водитель и пулеметчик, и еще один пулеметчик в броневой башне в корме. Сиденье водителя можно было поднимать и опускать (при поднятом сиденье заднюю пулеметную башню нужно было развернуть на 180°, чтобы ствол пулемета не упирался в голову водителя, имевшего в этом положении хороший обзор при движении на колесах. Передние колеса не снимались вообще и закрывались изогнутым бронелистом. Что же касается задних, то при движении на гусеницах они перевозились в специальных контейнерах в задней части корпуса и надевались на оси задних ведущих колес гусениц при перемене хода.
Гусеницы при перемене хода опускались и поднимались силой мотора, причем, когда они опускались - задние колеса на осях поднимались, и их можно было снимать и убирать в контейнеры до следующей поездки на колесах. Во время хода на колесах гусеничный движитель отключался, что обеспечивало его сбережение во время движения по шоссе. Экипажу требовалось 7 минут, чтобы перейти с колес на гусеницы и 10 секунд - с гусениц на колеса. К сожалению, на первом образце этой машины колеса не были подрессорены, поэтому танк Скофилда мог двигаться только по дорогам с хорошим покрытием. Интересно, что для того чтобы средняя часть гусениц на колесном ходу не провисала, ее приходилось с каждой стороны подвязывать на цепочках. Запас хода по шоссе этого танка составлял 560 км, а максимальная скорость соответственно на колесах и на гусеницах была 80 и 40 км/ч. Испытания выявили множество недостатков, но в целом машина их все-таки выдержала.
Специалисты высказались за то, чтобы замечания, сделанные во время испытаний, были устранены, а вооружение танка - усилено. Скофилд со всем этим полностью согласился и предложил правительству усовершенствованный проект, который был реализован в металле в декабре 1942 г. Машина получилась куда более законченной и даже чисто внешне выглядела намного более совершенной. Ходовая часть была заимствована у английского БТР "Универсал", а броневые фальшборты убрали. Постоянных колес на танке теперь не осталось, и при движении на гусеницах и переднюю, и заднюю пару нужно было снимать. Конструкция при этом, однако, намного упростилась, так как передние рулевые колеса закреплялись на осях передних направляющих колес гусениц и поднимались и опускались одновременно с задними колесами при перемене хода. При этом сами гусеницы, как и раньше, и опускались, и поднимались из танка.
На этом история колесно-гусеничных танков практически завершилась. Танк Скофилда закончил свое существование на свалке металлолома, однако уже в наше время в СССР была построена опытная колесно-гусеничная машина в варианте БМП (боевой машины пехоты). Впрочем, на вооружение ее так и не приняли, а поэтому передали в Музей бронетанковой техники в Кубинке.