Тяжелый крейсер "Принц Ойген" или "Принц Евгений", флот третьего рейха, соответственно и флаг их.
Третий германский тяжёлый крейсер, получивший литерное обозначение «J», заказан 16 ноября 1935 года. Закладка киля состоялась 23 апреля 1936 года на заводе Круппа Germaniawerft в Киле. 22 августа 1938 года корабль был спущен на воду и вошёл в строй 1 августа 1940 года. Своё имя крейсер получил в честь Евгения Савойского, известного австрийского полководца. До этого это имя носил линкор ВМС Австро-Венгрии типа «Вирибус Унитис». Кроме того, в честь этого же исторического персонажа был назван современный «Принцу Ойгену» лёгкий крейсер Королевских ВМС Италии. Название германскому кораблю присвоили из политических соображений: тем самым подчеркивалось, что вошедшая в состав Третьего Рейха Австрия является полноправным членом «империи немцев»
Затонул в 1946, после испытания ядрённого оружия.
Во время нахождения в Бресте крейсер (наряду с находившимися в этом же порту линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау») подвергался постоянным налётам британской авиации и получал повреждения, порой довольно серьёзные. В связи с этим был разработан план операции по прорыву германской эскадры из Бреста в Германию, получивший название Операция «Цербер». 11 февраля 1942 года, соблюдая строжайшую секретность, соединение в составе «Принца Ойгена» и линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» вышло в море. Их выход остался незамеченным для британской авиации и патрульных подводных лодок. Немцам благоприятствовала погода: низкая облачность, сильный ветер и дождевые шквалы. В ходе похода германские линкоры и крейсер подвергались атакам британской авиации, эсминцев и береговых батарей, но в итоге «Принц Ойген» прибыл в Брунсбюттель в устье Эльбы около 8 утра 13 февраля практически неповрежденным
С середины 1943 года на Балтийском море под флагом учебной эскадры собралось большинство германских крейсеров и крейсеру «Принц Ойген» как самому боеготовому была отведена роль «самой большой канонерки Балтики». За это время он произвёл ряд обстрелов побережья и протаранил германский легкий крейсер Лейпциг, только что выпущенный из дока. К концу войны «Принц Ойген» израсходовал большую часть своего боезапаса (производство восьмидюймовых снарядов прекратилось ещё в 1942 году), а когда Советская Армия приблизилась к Готенхафену, крейсеру пришлось обстреливать предместья своей же базы и окрестности Данцига. На 5 апреля 1945 года снарядов главного калибра оставалось менее 40, и «Принц Ойген» вместе с последним лёгким крейсером германского флота Нюрнберг пришел 20 апреля в Копенгаген
После капитуляции Германии тяжелый крейсер находился в столице Дании Копенгагене. По условиям Потсдамского соглашения корабль переходил Соединённым Штатам. После перевода корабля в Бремен 5 января 1946 года он официально поступил в состав флота США (хотя не как боевой корабль, а в качестве «испытательного судна IX-300». В командование «Ойгеном» вступил последний его командир, капитан 1 ранга флота США А. Граубарт, по иронии судьбы, происходивший из семьи немецких эмигрантов[1].
Корабль был переведён в США, в Бостон, в начале 1946 года. Там в течение полутора месяцев его скрупулёзно исследовали флотские специалисты и инженеры, сделав множество фотографий. Также во время стоянки в Бостоне на берег было вывезено всё артиллерийское, радарное и гидроакустическое оборудование, а также два орудия их носовой башни ГК, две спаренных 105-мм установки и несколько легких зениток. 10 марта «IX-300» покинул Бостон и через Панамский канал достиг Сан-Диего. Бывшему крейсеру предстояло участвовать в испытаниях ядерного оружия на атолле Бикини вместе с рядом других трофейных кораблей и списанных единиц из состава ВМС США. Перед переходом через Тихий Океан корабль прошёл докование, а 11 мая вышел в главную базу американского Тихоокеанского Флота Пёрл-Харбор. Там он вместе с американскими тяжелыми крейсерами «Пенсакола» и «Солт-Лейк-Сити», также назначенными к испытанию ядерным оружием, составил 23-ю дивизию крейсеров. С 3 по 9 июня 1946 года в сопровождении океанского буксира «Сиу» бывший «Принц Ойген» добрался до атолла, преодолев 2100 миль пути
Водоизмещение - 14 506 т (стандартное)19 042 т (полное)
Длина - 199,5 / 207,7 м
Ширина - 21,7 м
Осадка - 5,9—7,2 м
Бронирование
борт: 40—80—70 мм,
траверсы 80 мм,
палуба 30 + 30 (скосы 50) мм,
башни 160…50 мм,
барбеты 80 мм,
рубка 150…50 мм
Двигатели 3 ТЗА «Браун-Бовери», 12 ПК
Мощность 132 000 л. с. (97 МВт)
Скорость хода 32 узла (59,3 км/ч)
Дальность плавания 6800 морских миль на 16 узлах
Экипаж 1400—1600 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 203-мм/60
Зенитная артиллерия 6 × 2 — 105-мм/65,
6 × 2 — 37-мм/83,
10 × 1 — 20-мм/65
Минно-торпедное вооружение 4 × 3 — 533-мм ТА
Авиационная группа 1 катапульта,
3—4 гидросамолёта
Отредактировано Maksimu$ (13 Янв 2014 13:20:55)