«Адмирал Нахимов» — советский пассажирский пароход. В течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии.
31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут потерпел крушение в 15 км от Новороссийска и 4 км от берега. Погибло 423 из 1234 человек
Пароход «Адмирал Нахимов» (порт приписки Одесса, СССР) был построен в 1925 году в Германии. Предыдущее название судна — «Берлин» («Berlin», III) (порт приписки Бремен, Германия, судовладелец — компания Norddeutscher Lloyd). До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику, между портами Бремерхафен и Нью-Йорк.
По комфорту «Берлин» конкурировал с превосходными английскими атлантическими лайнерами, хотя его 12 тыс. л.с. и ход 16,5 узлов никак не могли претендовать на «Голубую ленту Атлантики». Судно ежегодно совершало по 12 рейсов. Компания «Norddeutscher Lloyd» придерживалась принципа: путешествие на судне, даже в третьем классе, должно быть удобным и приятным.
Основные характеристики
Водоизмещение 23 500 мт
Длина 174,30 м
Ширина 21,02 м
Высота 11,81 м
Осадка 9,00 м
Двигатели Паровая машина
Движитель 2 винта
Скорость хода 16 узлов
Экипаж 276 чел.
Пассажировместимость 1 500 чел.
Регистровый тоннаж 4142 м?
Факты о судне
Существует версия, согласно которой, по возвращении из своего последнего рейса пароход «Адмирал Нахимов» должен был быть передан киностудии «Мосфильм» для съёмки фильма-катастрофы.
Минимум четыре из семи кораблей, ранее носившие имя Нахимова, терпели крушения. В 1897 году грузовой пароход «Нахимов» затонул у берегов Турции. Во время Цусимского сражения в 1905 году японцы потопили броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Советский лёгкий крейсер «Червона Украина» (оригинальное название — «Адмирал Нахимов») был потоплен в 1941 году. Сам адмирал был внезапно ранен на Малаховом кургане в 1855 году, после чего скончался. Согласно писателю-маринисту Н. Черкашину, по мнению советских и российских моряков, это происходит потому, что командующий адмирал Нахимов сам затопил собственный Черноморский флот во время Крымской войны.
По версии профессора В. Чуева, капитан сухогруза «Пётр Васёв» В. И. Ткаченко наблюдал на экране САРП некое третье судно, на которое делал расчёт расхождения, а переговоры по радио вёл с «Адмиралом Нахимовым».
В момент отшвартовки парохода от причала № 34 судно было остановлено на 10 минут для принятия на борт начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора КГБ А. Крикунова, опоздавшего к отходу. Генерал и вся его семья погибли в каюте-люкс № 9, находившейся на верхней палубе А с правого борта. Для спасения необходимо было преодолеть несколько метров от двери каюты до борта судна.
В 1992 году у берегов Болгарии был найден опрокинувшийся сухогруз «Таврия-7». После гибели «Адмирала Нахимова» к нему перешли его позывные.
На борту парохода «Адмирал Нахимов» проходили съёмки художественного фильма «Дамы приглашают кавалеров» (1980 год).
На последний рейс опоздали Лев Лещенко и Владимир Винокур, у которых «затянулась» дегустация в Абрау-Дюрсо[11].
31 августа 2006 года, ровно через 20 лет после трагедии, сухогруз Myroessa (бывший «Пётр Васёв») снова зашёл в порт Новороссийск.[12]
Катастрофа легла в основу фильма «Армавир» (1991).
В городе Павлограде в честь одной из геройски погибших бортпроводниц парохода Татьяны Фёдоровой названа улица.