Пневматика для всех

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Пневматика для всех » По хозяйству » Конь о четырёх колёсах


Конь о четырёх колёсах

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Всем привет! Решил создать тему, где каждый желающий, может поделиться своими наработками по ремонту и обслуживанию автомобиля.
В принципе, в настоящее время, большинство предпочитает обслуживаться (и уж тем более «ремонтироваться») на СТО, но и любителей самостоятельно «покопаться» хватает. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи и видео (БЖ на том же Драйве например). Толчком для написания, послужила информация о проблематичности попасть на СТО для проверки углов установки колёс, и стоимости данной процедуры. Сразу же вспомнился мой печальный опыт. Правда, было это в начале 2000-х, но очевидно некоторые «устои» у нас не меняются. Когда-то в далёкие 80-90-е года, на СТО и по более серьёзным причинам было невозможно попасть – ну, как-то обходились и без СТО…
Ну и начнем, пожалуй, с этих самых углов установки.
В принципе, зная установочные параметры  - сделать «развал-схождение» самостоятельно, не требует никаких особых знаний и умений. Возвращаясь к моему «печальному опыту» поездок на «развал-схождение», могу уточнить, что я до этого всё делал самостоятельно – «подручными» средствами. Просто решил проверить у «специалистов» - оказалось зря. В то время у меня была ВАЗовская классика, и естественно я поехал на СТО АвтоВАЗа (когда-то это была государственная организация). В общем, через часа 4 ожидания – мне отдали ключи и «бумажку» с указанием выполненных работ и заверением (печатью) –что всё ОК. Правда, «специалист» выполнявший проверку и установку углов, многозначительно уточнил –что «может немножко вести вправо» (или влево – уже не помню). На мой вопрос почему – сказал, что не знает… Я ему, мол а зачем тогда вы мне выдали «бумажку» что всё отлично, ну написали бы, что не можете выставить углы… Ответ немного озадачил – «ну мы же вам работу выполнили, всё проверили, углы выставили». В общем, я тогда решил, что в данное заведения не только я больше «ни ногой», но и детям с внуками строго-настрого накажу, обходить стороной… Дальше была поездка домой (СТО находилось за 100 км). Вроде как и не тянет никуда, даже подумалось, что зря «наезжал» на «товарисча». В общем всё было нормально, пока не понадобилось повернуть по крутой траектории. Дикий визг резины, сразу развеял все сомнения. Решил я залезть и перепроверить самостоятельно, чего они мне там нарегулировали. Оказалось, что схождение вместо 3-5мм по ТУ, они выставили что-то порядка 5 см… Как это можно было сделать в принципе – для меня загадка до сих пор.
В общем, переделал я всё самостоятельно и решил проверить в «частной» организации (организация – это конечно громко сказано, обычный капитальный гараж). Посоветовали мне их знакомые – «делают хорошо, хоть и дорого. Да и машинки туда приезжают совсем не дешёвые, а значит и их владельцы – ребята серьёзные, шутить в случае чего не будут». Ну, приехал - загнали, посмотрели. Сказали, что нужно поменять наконечники и шаровые. Спросил – сами покупать будете и устанавливать? Ответили, что купить я могу и сам, а устанавливать будут исключительно они. На что я им ответил, что не прощаюсь – сейчас поеду куплю и приеду. Выехали, супруга мне «что в магазин за запчастями поедем?». Я ей – нет домой, нас тут «обуть» пытаются… И наконечники рулевых тяг, и шаровые – я заменил перед поездкой… В итоге, я зарёкся больше ездить по этим «злачным» местам. Может это просто я такой невезучий, а может они так ко всем относятся. Так для чего я всё это рассказал? Качество обслуживания и ремонта – напрямую зависит от профессионализма работников сервиса. Под профессионализмом, я понимаю не только знания и умение – но ещё и отношение к клиенту. И практически никак не зависит от оборудования. Установленный посреди СТО большой монитор с компьютером – это антураж, если работники не умеют или не хотят им правильно пользоваться. К слову, как-то попадался обучающий ролик про проверку и установку углов специалистами концерна Тойота – всё делается банальными линейками. Ну да, ролик не очень свежий, но и не доверять Тойоте – у меня то же причин нет.
Ну а теперь, вернёмся к техническому вопросу. Углы можно выставить множеством способов в любом удобном/доступном месте. Главным условием, является горизонтальное положение автомобиля. Это может быть ровная горизонтальная площадка, что является оптимальным вариантом. Но если такой площадки нет – можно выровнять автомобиль, например, подкладывая под колёса обрезки досок или что-то ещё. Т.е. автомобиль должен стоять горизонтально – хотя бы относительно.
Перед проверкой углов установки колёс, автомобиль «прокачивается» – чтобы разгрузить подвеску. Качаем автомобиль в поперечном и продольном направлении – т.е. просто берёмся руками за дверную арку и качаем несколько раз в поперечном направлении, затем несколько раз нажимаем на задний и передний бампер.
Ну и разговор здесь, идёт о «развале-схождении». Углы продольного и поперечного наклона – мы не проверяем (можно, но как правило бессмысленно).

Теперь про варианты измерений схождения.
Измерения проводятся в одной точке диска, чтобы исключить погрешность в случае если диск погнут. Т.е. на закраине диска (либо с внутренней, либо с наружной стороны – зависит от метода измерения) ставится метка. Метки ставятся на обоих дисках – правом и левом. Метки должны быть на высоте центра оси колеса. Измерения проводятся по меткам – сначала спереди, а затем сзади (или наоборот – разницы не имеет). Т.е. измерили расстояние между 2-мя метками допустим спереди, затем перекатили автомобиль так, чтобы эти метки оказались сзади (опять же на высоте центра оси колеса) и снова измерили. Разница между этими 2-мя измерениями и будет схождение.
1) Можно сделать линейку для измерения расстояния между колёсами по внутреннему краю диска (измерять изнутри).
2)Можно сделать линейку, для измерения по внешнему краю диска.
Я изначально пользовался и тем и другим вариантами. Делал линейки, проверял, регулировал. В принципе всё нормально, но есть некоторые неудобства. Если измерять по внутреннему краю диска – нужны или эстакада, или яма. В противном случае, лежать на земле не очень удобно. Да и измерять то же. Измерять по внешнему краю диска, гораздо удобней – достаточно только ровной площадки. Но линейка – значительно увеличивается в размерах, что то же не удобно – если её например нужно куда-то везти (а ровная площадка не всегда есть поблизости). Поэтому, я от данных вариантов в конечном итоге отказался.
Если кому интересно – то делается раздвижная линейка. Она может быть телескопическая – труба в трубе (круглого или прямоугольного сечения), уголок в уголке, или просто соединённая из двух штанг. Можно в роли штанг использовать и деревянные рейки, но всё же лучше сделать хотя бы относительно качественно. Две маленькие погрешности, если их сложить – дадут одну, но большую. А если учесть, что измеряем мы миллиметры – то легко ошибиться. Я делал и из круглых дюралевых труб телескопические, и из старого большого штангенциркуля – в принципе, всё отлично работает и там и там.
http://images.vfl.ru/ii/1645784712/821c83f9/38215933_m.jpg

Наткнулся в какой-то старой умной книжке, что очень удобно проводить измерения ниткой. Идея заинтересовала, и с тех пор я так и делал – этот метод стал основным.
3) Измерение при помощи нитки.
На мой взгляд – самый простой и удобный вариант. 2 нитки (нитка, леска, капроновый тонкий шнур), 4 крючка и 4 брусочка размером со спичечный коробок – можно даже в кармане носить. Можно использовать и 1 нитку, 2 крючка и 2 брусочка – только для одной стороны. Я использовал 2 комплекта – сделать не сложно, места занимают мало (закинул в багажник и забыл – зато всегда под рукой), зато можно одновременно наглядно «смотреть» обе стороны (что очень удобно, например при установке/выставлении рулевого колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля – или попросту «выставить руль прямо»).
Принцип измерения то же прост. В роли точного/измерительного прибора/ инструмента при данном методе, выступают те самые пресловутые брусочки. Их нужно 2 шт. на одну сторону. Длина брусочков значения не имеет – достаточно будет 5 см. А вот ширина, рассчитывается исходя из разности размеров колеи автомобиля. Обычно колея задней оси, меньше колеи передней оси. Вот одним из этих 2-х брусочков, нам и нужно компенсировать половину разницы ширин передней и задней осей. Второй брусочек – служит для контроля схождения, и его ширина – выбирается исходя из угла схождения, т.е. равна половине угла схождения.
Крючки нужны исключительно для удобства закрепления нитки на дисках колёс. Нитку можно и просто привязать, где удобно.
Данный метод имеет лишь один недостаток – всё зависит «от резины». Т.к. измерения проводятся не по диску колеса, а по покрышкам (название явно устаревшее, в связи с повсеместным использованием бескамерных шин) – шины должны быть одного типоразмера и без дефектов. Ну а в остальном, метод можно считать идеальным.
Ну а теперь рассмотрим схематично, как проводится измерение угла схождения при помощи нитки.
http://images.vfl.ru/ii/1645784890/9f826ffd/38215982_m.jpg

Натягиваем нитку по центрам колёс (нитка обозначена на схеме красным цветом), закрепляя крючками (я цеплял за внутреннюю часть диска). На колесо задней оси под нитку устанавливаем брусок № 1. Если на автомобиле по ТТХ схождение положительное (В больше А), то на брусок № 1 устанавливаем брусок № 2. При установке бруска № 1 – нитка касается задней части шины переднего колеса. При установке бруска № 2 – нитка не должна касаться задней части шины переднего колеса. Если всё соблюдается – угол схождения в норме. Если при установке бруска № 2 нитка продолжает касаться задней части шины переднего колеса – угол больше рекомендуемого (схождение излишне положительно). Если нитка не касается задней части шины переднего колеса, даже без установки бруска № 2 (брусок № 1 установлен) – угол меньше рекомендуемого (схождение отрицательное).
Ширина брусков №1 и №2, подбирается индивидуально – в зависимости от марки и модели автомобиля. Данные значения ширины колеи передней и задней осей – можно найти либо в книжке на свой автомобиль, либо в интернете. Так же как и установочные углы колёс.

Пользовался этим методом много лет, пока не решил слегка усовершенствовать систему.
4) Метод аналогичен методу с ниткой, но лишён его недостатка. При данном методе измерения угла схождения, проводятся по диску колеса, а не по шине. В остальном метод полностью аналогичен методу с ниткой. Так же можно утверждать, что данный метод является симбиозом методов 1,2 и 3 – 3 в 1…
Для использования данного метода, необходимы 2 штанги (могут быть трубы круглого или прямоугольного сечения, могут быть уголки, могут быть бруски и т.д.). Штанги – это для удобства, можно вбить колья или просто сложить кирпичи стопкой (не принципиально). Если использовать штанги – нужно чтобы их длина, превышала ширину кузова автомобиля (хотя бы сантиметров на 5-10).
Штанги размечаются по центру – это будет служить ориентиром для продольной оси автомобиля. Штанги можно закрепить на бамперах автомобиля (переднем и заднем), а можно установить на подставках. Если используются колья – просто вбиваем их по периметру автомобиля, с запасом по ширине 5-10 см. Между кольями натягиваем нитки по периметру – если используем колья или кирпичи, то у нас получится периметр очерченный нитками. Если используем штанги – то получим то же самое, только нитки будут натягиваться вдоль кузова автомобиля, а спереди и сзади – будут штанги. Штангами пользоваться намного удобней – их проще ориентировать по продольной оси авто, проще найти горизонт, но как и говорил – не принципиально, на качестве измерений это никак не скажется. Самое главное, чтобы автомобиль стоял в созданном периметре ровно относительно периметра (ну или периметр был натянут ровно относительно автомобиля).
Нитки (или штанги) натягиваются по уровню центров осей колёс. Нужно, чтобы получился правильный прямоугольник, но ни в коем случае не трапеция.
Данный метод используется для определения геометрии автомобиля, специалистами занимающимися ремонтом и обслуживанием спортивных автомобилей (не спорткаров для шейхов и падишахов, а именно гоночных авто). Во время соревнований автомобили бьются и соответственно, их нужно восстанавливать. Естественно, никто их в сервис на геометрию возить не будет. Поэтому и был разработан данный метод, продаются и широко используются «КИТ наборы» для него. Здесь мы используем не полный набор, но вполне достаточный для наших нужд. Логотип какой-нибудь спортфирмы – можно и самостоятельно приклеить…))).
Данный метод позволяет не только самостоятельно и наглядно увидеть геометрию автомобиля (без поездки на СТО), но и что совсем не маловажно – проверить углы установки колёс задней оси и увидеть расхождения в параллельности осей. Ни для кого не секрет, что практически на всех современных авто (за исключением настоящих полноприводных, а не паркетников) – присутствуют и углы установки колёс задней оси, их то же нужно проверять.
Проверка по данной методике, по смыслу полностью идентична проверке ниткой. Только здесь мы не используем бруски (№1 и №2), а измерения производим обычной линейкой.
После того как, мы выставили периметр (по научному называется коридор емнип), мы измеряем расстояние между ниткой и диском колеса – в тех же местах, где и измеряли линейками в методах 1 и 2. Далее, перекатываем автомобиль (и вот здесь узнаём, что штанги удобней крепить всё же на бамперы – как и делают спортсмены) пока метки не сместятся во вторую точку измерения и повторяем замеры. Я пользуюсь данным методом уже несколько лет и могу сказать, что на личном авто (если не было ДТП, наездов дисками на бордюры и пр.) в принципе можно и не перекатывать автомобиль – достаточно просто измерить в 2-х точках (спереди и сзади) диска.
Данный метод позволят выставить угол схождения не хуже новомодного компьютерного стенда.
Ну и несколько фото моего импровизированного коридора (там же сбоку и штатив с отвесом видно):
http://images.vfl.ru/ii/1645785121/1d0d30ce/38216020_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1645785163/ba6eb339/38216033_m.jpg

Ну вот пожалуй и всё про схождение. Теперь про развал. И хотя порядок проверки углов – сначала развал, а затем схождение, я начал со схождения по причине более трудоёмкой операции.
Развал проверяется до безобразия просто. Не нужны какие-либо специальные приспособления, достаточно обычного отвеса и линейки. Отвес закрепляем хоть на крыле, хоть прищепкой за что-нибудь в моторном отсеке, хоть подвесив на какой-нибудь штатив – у кого на сколько фантазия развита)))). Я сделал из алюминиевого профиля штатив – на него и подвешиваю.
Отвес опускаем по центру оси колеса (хоть переднего, хоть заднего – если на задней оси так же предусмотрены углы установки) и измеряем расстояние от нитки отвеса до верхней и нижней точки диска. Про перекатывание авто писать не буду – правильно с перекатыванием, но каждый сам решает. Разница между расстоянием от отвеса до верхней точки и от отвеса до нижней точки – и есть показатель развала (угла развала).
http://images.vfl.ru/ii/1645785216/59d6689a/38216053_m.jpg

Я делаю и отвесом и смартфоном и уровнем – по необходимости. Уровнем делать можно, но слишком уж не точно по сравнением с отвесом. Смартфоном пользуюсь как электронным уровнем. Можно скачать любой строительный уровень (программа) и установить на смартфон. Можно купить обычный электронный уровень. В принципе – у кого как душа пожелает. Смартфоном или электронным уровнем (буду их оба называть электронным уровнем для простоты) – удобно пользоваться при регулировках. Когда снял колесо, поменял шайбы/болты или провернул эксцентрик (в зависимости у кого чем регулируется развал) – для того, чтобы увидеть результат не очень удобно всё вернуть на место (включая и колесо) и произвести замер отвесом. Гораздо удобней прислонить уровень к тормозному диску и посмотреть (не забыв сделать то же самое и до снятия).
Мой самодельный электронный уровень:
http://images.vfl.ru/ii/1645785453/58d1f009/38216105_m.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1645785517/7ff74011/38216116_m.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1645785595/9169ba23/38216137_m.jpg

К обычному уровню на канцелярских прищепках, крепится кусок оргстекла. К оргстеклу крепится старый и ненужный смартфон супруги))) (ну, какое смог – такое и нашёл ему применение).
Угол развала может регулироваться в зависимости от конструктива подвески – специальными шайбами, эксцентриками или болтами. На практически всех современных переднеприводных автомобилях, регулировка производится болтами крепления стойки. Раньше использовались болты с эксцентриками, теперь обычные болты – с проточкой (между резьбовой частью и шляпкой) разного диаметра.
Угол схождения регулируется изменением длины рулевых тяг – вкручиванием или выкручиванием наконечника. Следует учитывать, что при необходимости изменить угол схождения – наконечники вкручиваются или выкручиваются синхронно с обеих сторон. Т.е. нельзя регулировать длину тяги только с одной стороны. Если допустим необходимо уменьшить угол схождения на 4 мм, то каждый наконечник (слева и справа) – вкручиваем на 2 мм.
Практически все переднеприводные автомобили (на сколько я знаю), имеют т.н. «нулевые» углы – т.е. и развал и схождение у них равно 0гр +/- . Т.е. если нет точных данных по углам – можно ставить «по нулям». Но только для переднего привода. Задний привод, как правило имеет положительные углы и на схождении и на развале. Ну и конечно, лучше всё же поискать информацию по своему авто.

+1

2

Тема хорошая, Игорь! Поддержу - я тоже СТО не доверяю - вечно за ними контроль нужен!

0

3

Даже бы если за ними контроль не был нужен, это ещё и потраченное время Саш - которого всегда не хватает :flag:

0

4

Тоже дело прошлого, делали по нитке развал.

0

5

Добавлю ещё немного про ремонт.
Есть такая пластиковая деталька – называется кронштейн крепления бампера или кронштейн крепления бампера к крылу. Сама по себе эта деталь копеечная (для производителя), но она имеет свойство ломаться (ломаются «уши» крепления защёлок) – при любом «неосторожном» действии. Т.е. если тебя «ткнули» в крыло/бампер, или ты «ткнулся» бампером (не обязательно сильный удар, достаточно и слабого но «неудачного» - на морозе, так и вообще очень слабого), или нужно снять фару головного света, или подлезть к радиатору и т.д. Да даже если просто попал в хорошую яму на морозе, а кронштейн был «не первой свежести» - скорей всего защёлки отломает.  Или придётся «расцеплять» бампер с крылом , и значит, скорей всего деталь будет сломана. В общем, любое действие в данном направлении, как правило, приводит к поломке креплений данного кронштейна. Я думаю, что производитель так сделал специально – проще заменить копеечный пластиковый кронштейн, чем менять крыло или бампер.
Но вот проблема как раз в этом и кроется – деталь копеечная, призванная часто ломаться (что она и делает) или просто заменяться при обслуживании (как например и пластиковые клипсы). У некоторых автомобилей, данный элемент отсутствует, но на самих бамперах – есть эти самые «уши» креплений. Про эти авто здесь речь не идёт – там немного другая технология ремонта. Здесь я хочу рассказать про свой вариант ремонта данных креплений кронштейна, именно кронштейна описанного вначале.
Вот так он выглядит:
http://images.vfl.ru/ii/1645855022/f54b2470/38226001_m.jpg

А вот так ломаются крепления-защёлки (отмечено красным цветом). Может и место крепления под саморез быть сломано (отмечено синим цветом):
http://images.vfl.ru/ii/1645855082/b7492bd6/38226003_m.jpg

Деталь копеечная, но стоит почти как бампер (или крыло))))) – от 4 т.р. до 10 т.р.. И это не новая деталь, а с разбора…
Понятное дело, что потакать прихотям продавцов с разборок желания не было и я решил попробовать восстановить деталь собственными силами.
Что потребовалось. Куски пластикового белого уголка (продаётся в каждом строймаге, но у меня и дома обрезков хватает), свёрла, дрель, моментный клей сода и надфили.
Зачищаем от грязи места ремонта и обезжириваем. Из уголка нарезаем кусочки необходимой длины и ширины (с небольшим запасом) и приклеиваем их к кронштейну на места бывших защёлок-ушей. Для более быстрой полимеризации клея, а также для усиления – посыпаем содой. Снова поливаем клеем и снова посыпаем содой. И так до тех пор, пока не решим, что «уже достаточно». Оставляем на некоторое время – даём клею полностью высохнуть (1, 2,3 часа или сутки – по желанию и по возможностям).
http://images.vfl.ru/ii/1645855207/bad91b37/38226007_m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1645855233/f5093465/38226018_m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1645855259/98707113/38226021_m.jpg

Далее сверлим отверстия для надфиля и начинаем подгонять «уши» защёлки - под оригинальные.
http://images.vfl.ru/ii/1645855313/fafb0178/38226034_m.jpg

Если оказалось сломанным и крепление под саморез – просто засыпаем содой и заливаем клеем. И так повторяем до получения необходимой прочности.
Переживать за излишнюю клеевую массу не стоит – можно лить-сыпать не жалея. Всё легко убирается наждачкой, ножом, напильником/надфилем или бор машинкой (в труднодоступных местах). На фото с синим кружком – емнип как раз отремонтированное крепление под саморез.
Вот в принципе и всё. Устанавливаем всё на место и радуемся сэкономленным финансам и полученным навыкам.
После такого ремонта, кронштейны ходят до следующего «эксцесса» по любой погоде и в жару и в мороз.

0

6

igor66669 написал(а):

Если оказалось сломанным и крепление под саморез – просто засыпаем содой и заливаем клеем.

Игорь, прям хорошо вышел из ситуации! Возьму на заметку - у меня такие ситуации периодически возникают с разной техникой! :cool:

0


Вы здесь » Пневматика для всех » По хозяйству » Конь о четырёх колёсах


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно