В зале средневековья. На переднем плане представлен макет башни, располагавшейся в селении Кули.
Бесконечные набеги и войны вынуждали жителей Дагестана строить башни — боевые, сигнальные, жилые. Они разбросаны по всему Нагорному Дагестану. Среди оборонительных сооружений, большой интерес представляют чудом сохранившиеся до середины XX века руины башни в Кули. К сожалению, она была разрушена в одном из набегов, возможно войск Тамерлана. Впоследствии остатки башни были снесены. Расположенная на горе, на краю аула круглая башня в Кули была высотой в 10 м. Башня сложена из грубо обработанного камня на глиняном растворе, становясь кверху значительно
Резные деревянные двери датируются XI в. Изначально они располагались у входа в церковь в селение Кубачи, с приходом арабских миссионеров они были перенесены на мечеть в селение Кала-Корейш — средневековой столице крупного феодального владения — Кайтагского уцмийства.
Прежде чем они оказались в мечети, летучим барсам, вырезанным на них, отрубили головы, так как ислам запрещает изображение одушевленных существ. Эта же участь постигла и волшебных птиц Сирин с ликом прекрасной девы, изображенных на вторых воротах этой же мечети.
Щит, лук со стрелой и зажигательные бомбы принадлежащие монголам. XIII-XV века.
А вот тут я немножко прифигел!
Сабля Тамерлана! По словам сотрудников музея, она принадлежала двум великим завоевателям — сначала Тимуру, а затем Надир-шаху. На лезвии имеются три надписи арабской вязью, выполненные в разное время.
Первая гласит, что клинок изготовлен в городе Лахор в 1081 году пакистанскими мастерами.
Вторая — что саблю захватил Тимур у Султана Махмут-Шаха Насрутдина после его бегства в 1398 году.
На другой стороне лезвия сказано, что Надир-шах отобрал эту саблю у Рушен, сестры Мухамед-шаха, сына Джихан-шаха династии курканидов, в 1739 году. Когда войско Надир-шаха было разгромлено объединенными силами дагестанцев, иранский полководец бросил здесь не только оружие, но и много другого награбленного добра.
Сабля двести лет хранилась в одной хунзахской семье. И спасла ее от голода в начале 1930-х годов, когда глава семьи после долгих колебаний согласился продать реликвию музею.
Вроде бы, простой замок от ворот.
Кувшин для воды с длинным конусообразным носиком и ручкой. Такие кувшины начинают широко распространяться в Дагестане с принятием ислама. Они считались атрибутами многих мусульманских обрядов. Использовался в быту и при совершении обязательного омовения. Название «афтафа» характерно для южного Дагестана.