Историческая реконструкция.
1. Что такое реконструкция, и какая она бывает.
Мы часто применяем термин "историческая реконструкция" или просто "реконструкция", но все ли знают, что это такое?
В музейной практике существует термин "реставрация" - это восстановление чего-либо в первоначальном или близком к первоначальному виде. Реставрировать можно только уже имеющийся в наличии, представляющий историческую ценность ("родной", на слэнге историков) предмет.
Точная копия предмета называется реплика.
Копия с изменениями размеров (но с сохранением пропорций) - это макет.
Любой образ объекта, (копия, изображение, схема) сделанный для исследования каких-либо его свойств, при сохранении объектом существенных, необходимых для исследования, качеств - это модель.
Любой не "родной" предмет в музейной практике принято называть новодел. Причем в это слово часто вкладывается презрительный оттенок. Действительно - ведь это не сами исторические реликвии, а их копии.
Но что же такое реконструкция?
Одно из значений этого слова в Большом энциклопедическом словаре: "Восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам".
В своей работе я исхожу из того, что историческая реконструкция - это научная работа по воссозданию предметов старины, на основе всех доступных достоверных источников, и сам результат этой работы.
То есть, там, где и так уже есть сохранившийся предмет старины, нечего реконструировать. А там, где о предмете не сохранилось достаточных для воссоздания его облика достоверных сведений, реконструкция невозможна.
Однако, возможна реконструкция не только отдельных предметов, но и их комплексов. Например: комплекса костюма, вооружения, бытовых предметов крестьянского хозяйства и т.п.
Принято различать несколько видов реконструкции.
1) Реконструкция "пяти шагов". Главный критерий оценки качества - реконструированный комплекс, например костюм, выглядит достоверным с расстояния пять шагов и далее. Для реконструкции "пяти шагов" вполне допустимо использование машинного шва, не историчных, но похожих на таковые с расстояния материалов и т.п.
2) Реконструкция (в том смысле, в котором она применяется чаще всего). Главные критерии оценки качества - функциональность предмета (возможность столь же эффективно использовать его по назначению, как и исторический прототип), в точности соответствующий прототипу внешний вид, вес, фактура предметов на ощупь. При этом допускается изготовление предметов реконструкции с использованием современных технологий, если это не ведет к нарушению вышеописанных критериев.
3) "Полная" реконструкция. Попытка изготовить предмет, соответствующий историческому оригиналу не только функционально и по внешним свойствам, но и по внутренней структуре, а также по способу изготовления. Например, пластины для доспеха отковываются в кузнице, с соблюдением использовавшейся в реконструируемый период технологии, а не вырезаются из катаного железа, и обрабатываются песком и точильным камнем, а не точильным и полировочным кругом на электромоторе. Весь костюм шьется вручную (в том числе и внутренние швы) аутентичной иглой, ткань для него изготовляется на ручном ткацком станке и т.д. и т.п.
Какой из способов выбирает реконструктор, зависит как от его материальных возможностей, так и от того, какие цели он преследует.
Так, реконструкция "пяти шагов" (1) является достаточной для театральных представлений, уличных шоу, для артистов на заднем плане при съемке фильмов. Для участия в исторических ролевых играх такая реконструкция считается вполне достаточной. И это не удивительно. Делать что-то более серьезное ради одной игры, или портить достаточно дорогую реконструкцию, ночуя под дождем, в промокшей палатке, решится не каждый. Но для серьезных людей, начинающих заниматься реконструкцией, "пять шагов" - это лишь первая ступень.
"Полная" реконструкция (3), наоборот, требует очень больших материальных и временных затрат, мощной материальной и научной базы. Цели такой реконструкции могут быть как рекламные, демонстрационные (используется в некоторых "живых музеях", во время исторических шоу), так и чисто научные. Причем, для использования в рекламных, демонстрационных целях важнее сам процесс, изображение деятельности по изготовлению предмета исторически достоверным способом, а не его результат. Примерами могут служить этнические музеи викингов в Швеции, индейцев в резервациях США и т.п.
Собственно реконструкция (2) - это некий компромисс между полной аутентичностью и современными технологиями. Считается допустимым использовать современные материалы и методы изготовления, если это не отразится на историчности функциональных свойств и внешних данных реконструируемого предмета. Причем, реконструкторы обычно стремятся достичь максимальной внешней и функциональной аутентичности при минимальных материальных и временных затратах (то есть, максимально используя современные технологии). Этим видом реконструкции занимаются большинство исторических клубов.
2. Источники, по которым делается реконструкция.
Реконструкцией является только тот предмет, комплекс предметов, который сделан на основе достоверных сведений. Главная проблема при работе с источниками - то, что древние вовсе не ставили себе целью донести до нас подробности своей жизни и быта.
При реконструкции используются четыре основных источника.
1) Сохранившиеся до нашего времени образцы из коллекций.
2) Археологические данные.
3) Синхронные изобразительные источники.
4) Синхронные письменные источники
1) Сохранившиеся до нашего времени образцы из сокровищниц, коллекций, музеев это замечательный источник для реконструкции. Главное достоинство таких предметов - их хорошая сохранность. Идеальными предметами подобного рода являются реликвии - вещи знаменитых людей или связанные с каким-либо событием. Тут мы имеем как саму вещь, так и связанную с ней легенду, историю, которая может дать массу полезных подробностей. Но следует быть осмотрительным, подвергать сомнению предание, связанное с вещью. Ведь само предание (жития святого, подвиги героя, монарха) часто носит фантастическую форму. Да и предмет, приписываемый святому, легендарному герою, может быть более позднего происхождения. Кроме того, предмет, дошедший до нас в коллекции, за свою "музейную" жизнь мог быть подвергнут переделкам и реставрации, которые вполне могли существенно его исказить. Например, отполированный, очищенный от ржавчины меч, с которого сведен, таким образом неглубокий узор или изобразительный источник, "отреставрированный" путем дорисовки утраченных мест. На дорисованных местах мы имеем дело уже не с источником, а с личным мнением реставратора о том, каким должно было быть там изображение.
Основной недостаток этого источника - цельных образцов, дошедших до нас в коллекциях, мало.
2) Археологические данные: результаты раскопок фиксируются строго формализованным образом и лишь затем обрабатываются. Ведь очень многое нам могут рассказать о предмете место его находки, археологический слой, в котором он найден, и весь комплекс найденных рядом предметов. Менее ценными являются случайные находки, данные по которым не были формально зафиксированы в соответствии с требованиями археологии. Даже датировка таких предметов крайне трудна, а порой невозможна.
Главная проблема археологических данных - плохая сохранность предметов. Кожа, ткань, нитки, бумага, береста и другая органика разлагаются, если только не помещены в среду без доступа влаги, или в среду без доступа кислорода, т.е. для их сохранности требуются очень редко встречающиеся почвенные условия.
3) Синхронные изобразительные источники.
Нужно учитывать то, что искусство древних далеко не всегда было реалистичным. Бедность изобразительных приемов, средств, схематичность изображения, следование канону в ущерб реалистичности - эти факторы необходимо учитывать при использовании изобразительных источников. Кроме того, художнику свойственно проявлять фантазию и не всякий художник вникает в тонкости устройства доспехов и кроя рубах, которые он изображает.
4) Синхронные письменные источники (хроники, жизнеописания, описи имущества, завещания и т.п.). Основная сложность при работе с такими источниками в том, что язык и жизненный уклад с течением времени существенно изменяются. Значения многих терминов, употребляемых в письменных источниках, были утрачены или значительно изменились. Оценка событий, само восприятие мира могли существенно отличаться от нашего, современного восприятия. Для того чтобы правильно понять письменный источник надо быть хорошо знакомым с материальной и духовной культурой, системой ценностей, историей общества, в котором он был создан, понять, кем и для чего этот текст был написан.
Дополнительным источником по реконструкции могут служить монографии общепризнанных специалистов по истории костюма, быта, вооружения, доспеха и т.п. Такие исследования позволяют сформировать общее представление о теме исследования, и познакомиться с признанным на данный момент мнением по тому или иному вопросу. Однако не стоит опираться только на эти работы. Гораздо более разумный подход - извлекать из них фактический материал, а выводы делать самостоятельно. Это тем более оправдано, что практически никто из маститых ученых не занимался исторической реконструкцией.
Рисунки современных художников и тексты современных авторов (особенно художественные и публицистические) не могут служить достоверными источниками для реконструкции. Достоверная информация в подобных источниках может вообще отсутствовать или, что еще хуже, она может быть перемешана с общепринятыми стереотипами, ошибками, собственными авторскими домыслами, что сильно сбивает с толку доверчивого исследователя.
Впрочем, сейчас хорошим тоном стало вставлять в учебники и энциклопедии по истории изобразительные первоисточники (барельефы, скульптуры, картины, гравюры, иконы и т.п.). Иногда такие картинки даже снабжаются ссылками на изобразительный источник (барельеф оттуда-то, гравюра из такой-то летописи и т.п.). Такой иллюстративный материал, бесспорно полезен для реконструктора. Но на текст, который его сопровождает, полагаться не стоит. Главная цель подобных изданий - просвещение дилетантов. Подача исторического материала там, как правило, происходит в адаптированном (упрощенном и обобщенном) виде, а порой и вовсе ошибочно или тенденциозно.
Вообще, к любой информации, не имеющей точной, проверяемой ссылки на первоисточник, следует относиться с недоверием. Любую информацию следует перепроверять и сопоставлять с информацией из других источников, с собственным опытом и здравым смыслом. Даже в академических научных изданиях случаются опечатки. Даже известные научные светила могут придерживаться ошибочного мнения. Я уж не говорю о музейных работниках, которые могут перепутать таблички под экспонатами.
3. Источники для реконструкции русского костюма.
Рассмотрим, какие источники могут быть полезны для реконструктора на примере реконструкции средневекового русского костюма. Ниже приведен ряд наиболее доступных из известных автору достоверных источников по этой теме. Источники, в соответствии с вышеприведенной классификацией разбиты на 4 группы.
1) Коллекции.
Музеи - ГИМ, Оружейная палата, Эрмитаж, другие центральные музеи, краеведческие, исторические музеи и музеи народного творчества областных и районных центров. Каталоги выставок отечественных и иностранных музеев. Материалы о коллекциях из Интернет (сайты музеев, сайты по продаже антиквариата).
2) Археологические данные.
Серия книг "Археология СССР", работы известных археологов, таких как Кирпичников А.Н., Рабинович М.Г., Арциховский А.В., Седова М.В., Янин В.Л., Рыбаков Б.А., Лебедев Г.С.
3) Изобразительные источники.
Гравюры из летописей. Иконы. Настенная роспись, мозаика. Рисунки на бересте. Синхронные зарубежные источники с изображениями русских людей. Все это можно найти в каталогах и книгах по искусству Древней Руси и сопредельных стран.
4) Письменные источники.
Летописи (русские, византийские, арабские), грамоты, описи имущества, завещания, договора, частная переписка, кроильные книги, "Домострой", разрядные книги, воспоминания иностранцев о России (могу посоветовать книгу "Россия глазами иностранцев". - Л., 1986.)
Хорошим подспорьем для реконструкции также могут служить фольклорные и этнографические материалы. К ним относятся былины, сказки, исторические песни (академические, а не адаптированные издания); материал по костюму и быту, собранный этнографическими экспедициями (Пармон Ф.М. "Русский народный костюм" - М., 1994; энциклопедия "Русский традиционный костюм" - СПб., 2001; этнографический сборник "Русские" - М., 1999).
Дополнительный источник по реконструкции костюма - собственно исследования по истории костюма. Наиболее интересны следующие монографии Костомаров Н.И., Забелин И.Е. "О быте и нравах русского народа" - М., 1996; Пушкарева Н.Л. "Женщины Древней Руси" - М., 1989.
Интересные для реконструктора материалы могут встретиться в периодических изданиях: газета "История" (приложение к газете "1 Сентября"), журналы "Родина", "Man at arms", "Цейхгауз", "Империя истории".
Еще один источник полезной информации для реконструктора - Интернет.
4. Методы, применяемые для исторической реконструкции.
Основным методом научного исследования при исторической реконструкции является анализ источников. Информация, полученная из разных источников, сопоставляется между собой. В случае если удается найти соответствие между археологической находкой и данными изобразительных, письменных источников, получается наиболее полная, исчерпывающая картина. Но для этого необходимо установить и доказать соответствие между найденным предметом и его изображением в изобразительных источниках, его названием в письменных источниках. Тогда мы будем обладать всей полнотой доступных нам данных, об этом предмете. Зыбкими и малодостоверными представляются выводы, сделанные на основании одного вида источников.
Например, сделана реконструкция костюма по захоронению (или по ряду захоронений). Даже если исследователю полностью удалось воссоздать тот костюм, который был на похороненном человеке, нельзя с уверенностью утверждать, что именно в таком костюме он ходил при жизни. Повседневный (да и праздничный) костюм мог отличаться от похоронного, также как сейчас джинсы со свитером (да и черный смокинг с бабочкой) отличаются от черного костюма и белых тапочек. В то же время наличие синхронных захоронению письменных или изобразительных источников и сопоставление их с археологическими данными могут дать довольно полную картину.
Так, например, упоминания об элементах одежды и быта в исландских сагах, описание костюма и похоронного обряда руссов у Ибн Фадлана, ряд других письменных источников и богатый археологический материал, почерпнутый, в основном, из захоронений, дают достаточно полную картину для проведения работы по реконструкции костюма викинга.
Изобразительный и письменный материал по славянам этого периода значительно скуднее. Кроме того, почвенные условия на территории Древней Руси гораздо менее благоприятны для сохранения органики, чем в странах балтийского бассейна. Поэтому работа по реконструкции костюма восточных славян эпохи викингов более сложна. Нехватка информации заставляет реконструкторов обращаться к этнографическим источникам, имеющим гораздо более позднее (XVII-XX вв.) происхождение. Но научная обоснованность таких реконструкций вызывает сомнение. Остается только надеяться, что дальнейшие археологические исследования и более глубокий комплексный анализ изобразительных и письменных источников приведут, в конце концов, к качественному скачку в этой сфере исследований.
В то же время, богатый коллекционный материал по костюму Руси XVI-XVII века позволил уже энтузиастам конца XIX начала XX века делать весьма качественные реконструкции костюмов по этой теме. Примером тому картины-реконструкции Билибина И.А.и Васнецова А., костюмированные балы в исторических костюмах при царском дворе.
Историческая реконструкция как научная деятельность является составной частью экспериментальной археологии. Суть экспериментальной археологии - применение на практике реконструированных вещей по их прямому назначению: костюм - носить на себе, в котле - варить пищу (и самим же ее есть), кресалом - добывать огонь, оружием - сражаться, доспех использовать для защиты от этого оружия.
В результате такого применения выясняется масса интересных деталей. Промокающие поршни, неудобная для работы рубаха, мешающий сражаться или просто слишком тяжелый доспех. Вскрываются допущенные при реконструкции ошибки и недочеты, многие из которых просто невозможно было бы выявить при анализе источников и умозрительном теоретизировании. Экспериментальная археология показывает, что в истории, как и в других науках практика - критерий истины.
Если рассматривать понятие историческая реконструкция в более широком смысле, то это не только воссоздание первоначального облика старинных предметов. Это воссоздание цельной картины мира, каким он виделся человеку исследуемой эпохи. Для чего в первую очередь исследуется духовная культура народа, в которой выражены его мировосприятие и система ценностей; документы в которых отражена социальная, экономическая и политическая жизнь общества.
Для достижения этих целей используется историческое моделирование. В него входит изучение всего комплекса источников по моделируемой эпохе. Результат этого изучения - создание модели изучаемого для целей реконструкции общества. Историческое моделирование - это создание комплекса методик и мероприятий, позволяющих восстановить целостную, не противоречащую известным фактам картину жизни (модель), как отдельного человека, так и общества в определенной местности и эпохе.
На показательных выступлениях, исторических фестивалях и исторических ролевых играх эта модель проходит проверку на прочность.
В ролевой игре моделируются социальные, экономические, политические взаимоотношения исследуемого мира. Прожить исследуемого персонажа так, как хороший актер проживает свою роль - вот цель исследователя, изучающего эпоху методом исторического моделирования.
Несомненной является научно-познавательная и культурная ценность подобной работы.
Историческое моделирование, экспериментальная археология и историческая реконструкция - это методы активного, деятельного, практического изучения истории. Методы, позволяющие лучше узнать и понять своих далеких предков, а значит, лучше узнать и понять самих себя.
5. Где могут быть продемонстрированы предметы и комплексы исторической реконструкции.
Клубные праздники. Казалось бы, это внутреннее дело каждого клуба, и имеет мало общего с исторической реконструкцией. Но если вы хотите доставить себе и своим друзьям истинное удовольствие, попробуйте провести какой-нибудь праздник "в антураже". Если все участники будут одеты в свои исторические костюмы, если их слова и поступки будут своего рода игрой, реконструкцией праздника (для начала - не важно какого, хотя бы просто торжественной трапезы), то впечатление от праздника будет намного более ярким, чем от обычного застолья. Клубный праздник в антураже - это прекрасный повод продемонстрировать реконструкцию своего костюма, доспеха, предметов быта. Надо воспользоваться этим поводом, чтобы сделать свою жизнь красивее и интереснее.
Показательные выступления, шоу. Пожалуй, это то, что сейчас постоянно востребовано в обществе. Это самый наглядный и доступный способ донести до широких масс то, чем мы занимаемся. Обычно уровень требований к костюмам, применяемым на показательных выступлениях не высок, так как широкая публика не разбирается в тонкостях исторической реконструкции.
Однако, это не повод для халатного отношения к подобным мероприятиям. Ведь такие выступления - хорошая тренировка и хороший стимул к работе над собой и своим костюмом. Необходимо, чтобы выступление нравилось не только пришедшей публике, но и самим выступающим, чтобы его высоко оценили коллеги из других клубов. Ведь похвала от специалиста гораздо ценней и приятней. Как уже было сказано, реконструкция "пяти шагов" - это тот минимум, к которому надо стремиться при проведении показательных выступлений и шоу. Но останавливаться на этом минимуме, на мой взгляд, не стоит.
Ролевые игры. Некоторые реконструкторы воспринимают игры, как ненужное баловство. Некоторые - как приятное развлечение. На мой взгляд, игры - явление гораздо более серьезное. Важным для исторической реконструкции аспектом ролевых игр является возможность еще раз продемонстрировать свои работы заинтересованной публике, ведь многие начинают заниматься исторической реконструкцией, познакомившись с ней именно на ролевых играх.
Полигонные ролевые игры, участие в которых предусматривает определенные неудобства, связанные с необходимостью налаживания быта в условиях дикой природы, крайне полезны в плане экспериментальной археологии. Ведь реконструктор может попытаться организовать свой быт, лишь средствами реконструированного им комплекса бытовых предметов, исключив современные вещи. Бесценен и опыт жизни на природе в историческом костюме, и опыт военного взаимодействия, в котором применяются реконструкции доспеха, защитного снаряжения.
Для экспериментальной археологии также весьма полезны военно-исторические турниры и массовые сражения в рамках военно-исторических фестивалей, на которых применяется железное оружие.
Другим полезным для реконструкторов моментом в ролевых играх является возможность в рамках ролевой игры применять историческое моделирование, на мой взгляд, совершенно необходимое для полноценной исторической реконструкции.
Однако, существенным, с точки зрения реконструктора, недостатком полигонных ролевых игр является то, что достаточно богатые реконструкции на такие игры брать просто жалко. В условиях плохо организованного быта они могут быстро прийти в негодность.
Салонные ролевые игры (проходящие в помещении) дают возможность демонстрировать самые дорогие и сложные костюмы без особого риска их испортить, позволяя, в то же время применять на игре историческое моделирование.
Исторические фестивали.
Это мероприятия, которые обычно организуют участники военно-исторического движения сами для себя. Часто в рамках таких мероприятий даются представления для широкой публики, но здесь они не являются главным. Главная цель таких фестивалей - "на людей посмотреть и себя показать". В рамках фестивалей часто проводятся турниры, массовые бои, как показательные, так и для собственного удовольствия, всяческие военные состязания и старинные игры, конкурсы исторической реконструкции, пиры в антураже. Обычно все участники подобного фестиваля долго готовятся к нему. Крупнейшие фестивали собирают сотни участников из разных регионов и стран.
Конкурсы исторической реконструкции.
Это мероприятия, организуемые, как самостоятельно, так и в рамках культурно-исторических фестивалей. Основная цель подобного мероприятия, как и любого другого конкурса - выявить из своей среды лучших. Пожалуй, конкурсы являются наиболее действенным стимулом для проведения научной работы по исторической реконструкции костюмов, доспехов. Ведь на таком конкурсе от реконструктора требуется не только представить свою работу, но и "защитить" ее - доказать специалистам из жюри ее историческую достоверность, отвечая на вопросы по поводу своей работы. В рамках реконструкторского движения сложился такой способ представления и защиты своей работы, как паспорт исторической реконструкции. В него входят копии (ксерокопии, цитаты) источников, на которых основывался реконструктор, и фотографии предметов, входящих в реконструируемый комплекс. Ссылка на источник и фотография должны быть на каждый предмет, входящий в реконструируемый комплекс. Оформленный по вышеперечисленным правилам паспорт считается достаточной защитой представленного на конкурс костюма. Пока что наличие паспорта костюма не является обязательным для участия в конкурсах реконструкции, но к этому все идет.
Подобные конкурсы, на мой взгляд, являются мощным стимулом для роста качества исторической реконструкции в военно-историческом движении.
Быков Александр Владимирович,
руководитель военно-исторического клуба "Застава", г. Пенза.