Сразу оговорюсь , отчет не мой , когда бываю рядом но задачи стоят другие . Итак хорошего просмотра
С 16 по 24 июля я был в одиночной экспедиции на Онежском полуострове по маршруту Летняя Золотица — Лопшеньга — Яреньга — Пертоминск — Луда. Этот район еще называется Летним берегом Белого моря. Эти места уникальны тем, что туда нет общедоступных дорог. Основной транспорт — самолет.
На карте зеленым отмечены точки, где я был и прошел пешком, желтым — перелеты на самолете, голубым — баржа, сиреневым — автотранспорт.
Я вернулся. Всего 9 дней на Онежском полуострове по маршруту Летняя Золотица — Лопшеньга — Яреньга — Пертоминск — Луда, но впечатлений на несколько месяцев вперед.
Летал на 40-летних АН-2, жарился на солнце, мок под дождем, попал в шторм и не смог вовремя улететь из Л. Золотицы, исходил пешком несколько десятков км по берегу моря, меня сжирали комары и мошка, ночевал и на берегу, и в школах, и в интернатах, объелся морошкой, сняли с самолета в Пертоминске, добирался морем, встретил много интересных людей, отбивался штативом от чаек, переходил вброд реки, гулял по берегу моря с нерпой.
Привез огромный объем фотоматериала и даже не знаю, с чего начать и в каком формате. Скорее всего, это будут фотоотчеты о разных местах, разбавленные одиночными картинками. Ох, еще бы найти время для этого. В голове форменная каша из впечатлений, настолько многогранен и необычен Летний берег Белого моря. А пока вот первое, что под руку подвернулось.
Ручей впадает в Белое море в районе д. Летняя Золотица
Все, наверно, слышали про малую авиацию, но далеко не все представляют, что же это такое в российских реалиях. А поскольку на Летнем берегу Белого моря дороги отсутствуют как класс, до Летней Золотицы, Лопшеньги и Пертоминска мне пришлось добираться самолетом АН-2. Самой что ни есть малой авиацией.
Есть в Архангельске предприятие с чудесным названием ОАО «2 АОАО», то есть 2-й Архангельский объединенный авиаотряд. С кем он объединенный, я так и не узнал, зато накушался прелестей нашего провинциального сервиса по самое не балуйся. Например, забронированный за 3 недели и выкупленный за неделю вперед билет не значит ровным счетом ничего. Даже при его наличии вас сначала могут посадить в самолет, а потом выгнать вон, объяснив это отсутствием места и предложив улететь следующим рейсом через три (!) дня. Да и вообще достать билет на некоторые направления — очень большая проблема, которую можно решить только благодаря хорошему знакомству. Либо приезжать перед самым вылетом и надеяться, что наберется еще кучка страждущих улететь, и для них организуют дополнительный рейс.
Подлетаем к деревне Лопшеньга
АН-2 очень интересный самолет. Здесь нет никаких автопилотов и прочих радостей современной авиации. Все 13 пассажиров находятся в руках двух пилотов, которые почти все время полета дергают какие-то рычажки, щелкают тумблерами и держатся за штурвал.
Полет проходит на высоте около 400 метров, хотя практический потолок для этого самолета в 11 раз больше, но на этой высоте пришлось бы уже раздавать пассажирам маски и тулупы.
Я предлагаю вам пролететь маршрутом Архангельск — Пертоминск — Лопшеньга — Летняя Золотица и обратно и посмотреть на местные «аэропорты» и сам АН-2 снаружи и изнутри.
Официально этот красавец носит название «поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом» и был запущен в производство в 1947 году. До появления самолёта АН-3 он был самым большим в мире одномоторным бипланом за всю историю авиации. Хоть я и не нашел этому подтверждения, по словам одного пилота и начальника бывшего аэропорта г. Онега, рекорд высоты на АН-2 составляет 13000 метров, но на специальной обогащенной топливной смеси.
Вот так сверху выглядят непроходимые болота, которые отмечаются на карте длинными штрихами.
Если повезет с погодой, как мне один раз из четырех перелетов, то полет превращается в очень красивую прогулку. Расчалочное крыло во всей красе.
Пассажиры снимают полет. Это не очень просто, так как старое поцарапанное стекло сильно бликует, а местами просто мутное. Для съемок нужно изворачиваться, поскольку сидеть приходится спиной к иллюминаторам.
Летим со скоростью 170 км\ч, температура за бортом почти 20 градусов. Полетный час этого полувекового старичка стоит 42 тысячи рублей.
А вот так выглядит сам салон самолета. Дверь в кабину пилотов не закрывается. Багаж едет тут же. Половина пассажиров уже вышла, а до этого кое-кто даже не мог опустить ноги вниз из-за коборок и сумок в проходе.
На подлете к Пертоминску самолет делает вираж.
Аэропорт в Пертоминске. Короткая остановка, чтобы забрать груз, и снова поднимаемся в небо, летим дальше в Лопшеньгу.
Типичный берег в этих местах. Песчаные дюны, отвоевывающие место у леса и болот. Машины здесь иногда ездят, но прямо по песку близко к воде, там он плотнее. А для преодоления рек приходится забираться вглубь леса.
Очень симпатичная деревня Яреньга. Сюда самолеты не летают, я до нее потом специально дошел пешком из Лопшеньги по берегу моря около 20 км.
Перед посадкой в Лопшеньге снова делаем вираж над морем.
Вот оно — Белое море сверху. В такую погоду не очень-то белое
После непродолжительной посадки в Лопшеньге летим в конечную точку маршрута — Летнюю Золотицу. Пассажиров осталось совсем мало.
Снова заглянем к пилотам. Они уже готовятся к посадке, опять дергают рычажки и ручки.
В Летней Золотице самолет встречает пол-деревни. Кстати, никакого трапа нет и в помине, женщину с костылями затаскивали в самолет всем миром.
В Летней Золотице самолет стоит недолго. Выгрузились-погрузились и обратно. Поэтому если самолет прилетел на полчаса раньше, то на эти же полчаса раньше и улетит. Мало ли что у вас написано в билете.
Быстрая погрузка — и назад в Архангельск. До следующего самолета теперь 3 дня. Бывает и хуже, в некоторые деревни они летают только раз в неделю.
Аэропорт в Летней Золотице. На переднем плане — туалет. На заднем — неудачно приземлившийся месяц назад самолет и смявший в гармошку одно крыло. Вы что-нибудь слышали об этой аварии? Сколько таких было тут? К счастью, никто не пострадал.
Взлетно-посадочная полоса. В дождь она сплошь покрыта огромными лужами, из которых при посадке самолет поднимает тучу брызг.
Так получилось, что из Летней Золотицы я не смог улететь вовремя. После красивого заката, который я снимал до часу ночи, утро меня встретило ливнем и гнущимися к земле от шквального ветра деревьями. Но поскольку сразу рейс не отменили, а лишь откладывали то на час, то на полчаса, а с базы, где я остановился, связи с начальницей площадки не было, я выпросил ключи от аэропортовой избушки и обосновался в зале ожидания.
Вот здесь мне предстояло провести 6 томительных часов.
Долгих, нудных, скучных часов. Без термоса чая и поморского бальзама было бы совсем тоскливо.
Ну а поскольку просто так сидеть было скучно, я отправился исследовать «аэропорт».
Комната начальника аэропорта, или как тут называют, «площадки», находится на 2 этаже, куда надо подняться по лестнице.
Вот отсюда происходит связь с экипажем самолета, передаются разные сводки, а также продаются билеты. И хотя есть печка, зимой здесь наверняка очень холодно.
Почувствуй себя начальником аэропорта! Автограф на память.
Улетаю из Летней Золотицы в Лопшеньгу. Вид на деревню сверху.
Начальник аэропорта Лопшеньги встречает самолет.
Вывеске всего день. Нарисована силами начальника аэропорта. Вообще в подобных аэропортах начальник площадки один отвечает за все. И вывески рисует, и билеты продает, и самолеты ведет, и взлетную полосу косит, и аэронавигационные знаки мастерит.
Прилетели в Лопшеньгу. Здесь мне предстоит провести не один, как планировалось изначально, а целых три дня, раньше самолета не будет.
Ну а пока начальник площадки Илья Иконников вещает. Человек он, конечно, интересный, но жутко невезучий. У меня после общения с ним остались противоречивые чувства. Вроде бы и видно, что никого не хочет обидеть и всем стремится помочь, но именно из-за его ошибки меня так бесцеремонно ссадили с самолета в Пертоминске на обратном пути.
Вот он на рабочем месте. Хотя из главных инструментов тут лишь допотопная рация для связи. Компьютер уже его личный.
На стенах — инструкция по производству полетов, схема ориентиров видимости и старые переводные наклейки с самолетами.
После непривычно короткого разгона самолет снова поднимается в небо, чтобы лететь дальше в Летнюю Золотицу. Через полчаса он прилетит обратно, чтобы забрать пассажиров из Лопшеньги в Архангельск.
Солнце прорывается сквозь тучи и красивыми пятнами раскрашивает пейзаж.
В общем, АН-2 оставляет незабываемые ощущения. Совсем не похоже не полеты на больших самолетах. Все дрожит, самолет как живой, из окон сквозит, а при сильном ветре хорошая болтанка. Что в сочетании с конскими ценами на билеты и крестящимися перед взлетом пассажирами переводит эти полеты в разряд очень интересной экзотики.
Знакомство с ним у меня началось с деревни Летняя Золотица и одноименной реки. Это фантастические места. Добраться сюда можно только самолетом. Еще несколько раз за лето по морю приходит баржа, но частота и случайность курсирования делает ее совершенно не пассажирским видом транспорта. По земле дорог нет. Думаю, что не совру, сказав, что я первый, кто настолько детально отснял этот район Белого моря.
Каждый раз, когда я выходил на эту каменную россыпь, дорогу, уходящую вдаль под палящим солнцем, и стоял в полной тишине среди этих разбросанных чей-то гигантской рукой валунов и богом забытой заржавевшей техники, мне становилось не по себе.
Летняя Золотица оказалась местом с колоссальным фотографическим потенциалом. За три дня я забил все флешки, что у меня были, и даже пришлось искать возможность списать их на переносной диск.
Остановился я на противоположном берегу реки, куда меня довезли вот на такой интересной штуке с 8 колесами, которая и по суше ездит, и плавать умеет. На фото видны валуны в реке, которые обнажаются во время отлива, а сейчас водителю приходится заранее их выглядывать и обплывать.
Чтобы переправиться обратно в деревню, я использовал уже другой, более древний и проверенный способ. Такие карбасы есть у большинства местных жителей.
Многие к месту переправы приезжают на мотоцикле, оставляют его и дальше уже на лодке.
На этом симпатичном угоре вдоль правого берега реки и стоит деревня. Сейчас в ней живет всего 108 человек.
Мосточки на воде ведут всего лишь на остров, на котором ничего нет. Уже давно готовы подобные мосточки, чтобы перебросить их с острова на другой берег, но в деревне до сих пор не могут договориться и решить, кто их будет устанавливать. Так и ездят на лодках.
Клуб — единственное кирпичное здание. Монументальность его поражает, особенно на фоне остальных домов в деревне.
Жизнь деревни в одном объявлении.
Летняя Золотица непохожа на другие деревни, которые я видел. Как-то тут все безнадежно, что ли.
Обилие песка, отсутствие даже деревянных мосточков и выцветшие покосившиеся дома не добавляют оптимизма.Сухая жесткая трава, пробивающаяся сквозь песок, дополняет картину.
А этот старый развалившийся забор на песчаном валу зачем-то (и от кого?) отделяет деревню от поля.
Панорама части деревни с этого поля. Справа аэропорт и тот самый неудачно приземлившийся АН-2.
Тем не менее, в деревне есть детский сад.
И даже школа. Вот так выглядит типичный класс. Что интересно, во всех деревенских школах, где мне довелось побывать этим летом, есть проектор и экран.
В школе 20 учеников и полный комлект учителей по всем предметам.
Печное отопление. На дверце написано «Челябинск». Школе уже больше 50 лет.
Типичные деревенские удобства. Пока мальчики учатся попадать с 3 раз,
девочки изучают английский язык.
Выйдя со школы через черный ход в сад, уткнулся в такого теленка. По двору школы беспрепятственно гуляют коровы.
Типичная деревенская дорога.
А это место, где река Летняя Золотица впадает в Белое море, вид с причала.
Мне так и не смогли внятно объяснить, почему она называется Золотицей. Были варианты и с обилием рыбы, которая якобы блестит золотой чешуей, и с цветом воды, который на самом деле желто-золотистый, но на Севере почти все реки такие. Единственный более-менее убедительный вариант был связан с песком. Его тут очень много, река неглубокая, и при ярком солнце песчаное дно вполне может давать золотистый оттенок.
Рыбацкие полуразвалившиеся сараи.
Вообще, чем дальше идешь от деревни к морю, тем больше становятся видны остатки некогда бурной деревенской жизни. И от этого становится немного грустно.
Белое море. При таком освещении оно вполне оправдывает свое название.
Выйдя на берег, я увидел уходящую вдаль гряду камней. Местные называют ее «дорогой гипербореев». Она и правда похожа на дорогу, как будто кто-то большой мостил себе путь, чтобы уйти из этой деревни.
Выглядит очень сюрреалистично.
А вот и море вблизи. Суровое и холодное, но спокойное. Хотя оно еще покажет свой нрав через несколько дней.
Этот берег моря, камни и всевозможные остатки механизмов произвели на меня мощное впечатление, и я еще долго бродил среди них. Но об этом завтра.