Всем привет!
Не знаю, будет ли интересна "мотоблочная тема", но на всякий случай решил создать и поделиться своими "набросками".
Год назад купил себе в помощь мотоблок "Нева МБ-2". Ну и как у нас принято... решил доработать... В общем-то может у нормальных людей и по другому процесс пользования происходит, но у меня (как и у абсолютного большинства здесь присутствующих) так не получается.
Начал лазить по инету и искать - куда можно приложить напильник.
Первым на глаза попались видео об установке 2-го приводного ремня. Т.е., для тех кто не сталкивался с данным типом мотоблоков, с завода установлены 2 шкива - ведущий и ведомый и 1 натяжной ролик. Ведущий шкив имеет 3 ручья. 2 из них служат для передачи крутящего момента от двигателя на ведомый шкив редуктора , имеющего 2 ручья. Этим осуществляется т.н. пониженная и повышенная передачи. 3-й ручей ведущего шкива аналогичен валу отбора мощности, и мне пока не интересен. Крутящий момент от ведущего шкива к ведомому, передаётся клиновым ремнём. Этот же ремень в комплекте с натяжным роликом, играет и роль сцепления. Таким образом, мы имеем возможность использования пониженной и повышенной передач, посредством перекидывания ремня по ручьям шкивов.
Вполне естественно, что использовать переброс ремня ради "понижайки" или "повышайки" неудобно, поэтому пользователи озаботились устранением этой "недоработки".
Смысл доработки прост - установить второй дополнительный ремень в имеющиеся ручьи на шкивах, добавив соответственно и второй рычаг сцепления. Общий натяжной ролик сцепления (с завода - широкий) убрать, а вместо него поставить 2 узких ролика - по одному на каждый ремень.
Мне эта идея показалась полностью обоснованной и я решил пойти по тому же пути. Были выписаны необходимые комплектующие, и получив посылку - приступил к реализации задуманного.
И... сразу наткнулся на подводный камень... Не знаю, может у меня руки растут не из того места - но по видюшкам, сложностей никаких нет. Просто снял 1 ролик и поставил 2. У меня просто и непринуждённо не получилось. Провозился целый день, перетачивая, перегибая и перерезая кронштейны роликов - пока они не встали на своё место и не стали работать так, как мне нужно.
Остальное трудностей не вызвало. Придумал и сделал крепление опоры кожуха второго троса и возвратную пружину для 2-го ролика. Установил второй рычаг сцепления и вуаля... всё работает.
Пока ждал посылку с ремнями, тросами, рычагами и роликами - наткнулся в инете на видео про нужности для мотоблока. В видео автор рассказывает об опрокидывателе для мотоблока.
В заводском исполнении, для смены колёс на фрезы и обратно - необходимо поднять мотоблок и либо держа его на весу, либо подложив под редуктор "что-то" - снять колёса (по одному) и поставить фрезы. Смысл же данного приспособления в том, что мотоблок просто опрокидывается вперёд на своеобразную подставку, и колёса/фрезы в этом положении - находятся в воздухе... причём оба и сразу. Т.е. опрокинул мотоблок, снял колесо, надел фрезу (или наоборот), проделал всё это же самое с другим колесом и опрокинул мотоблок обратно.
Видел много вариантов подобного рода устройств, но этот мне понравился больше всего - потому и сделал.
Единственный нюанс который возник при изготовлении - переднее прицепное является обычным "штырём" диаметром 30мм, а водопроводные трубы с таким внутренним диаметром не выпускают))). Пришлось импровизировать... Можно конечно было и наплевать на разницу диаметров, но не люблю - когда что-то болтается. Сделал из куска трубы разрезную переходную втулку.
Ну и раз теперь переднее крепление сцепки стало универсальным (под "водопровод") - решил сделать на него и подвес для груза (гиря 2-х пудовка) и переднюю подножку, которая одновременно является и опорой для переднего ролика-колеса (не знаю нужно ли оно мне, но пусть будет...). В итоге и подвес, и подножка и ролик... в одном флаконе.
Заодно и переделал (усилил) заднее прицепное.
В принципе, для работы с навесным оборудованием (плуг, окучники, борона, копалка и т.д.) - вполне хватает жёсткости и родной сцепки. Но для телеги, её явно маловато. К тому же заводские (правильней наверно будет сказать - "покупные") тележки, делаются до ужаса отвратительно - в плане сцепных устройств. Если посмотреть видео из инета об этих "чудо-устройствах" (естественно, видео - не от изготовителей телег, а от пользователей) - то это не сцепка, а "подвязка". И этой "подвязкой" - разбивает отверстия сцепного устройства мотоблока. Поэтому было решено усилить сцепку мотоблока. Купил в магазине сцепку от какого-то навесного, вставил его внутрь родного и затянул на болты. Можно было сделать и проще, но мотоблок пока на гарантии, а переделку в случае рекламации - вряд ли оценят))). Вот и пришлось делать так, чтобы в случае чего - всё можно было вернуть до "заводского состояния".
В планах переделать сцепное на телеге - на "общепринятое" в инете, а именно - на шарнир от кардана (кардан с ГАЗика мне уже подогнали...)))). Но пока сказывается недостаток свободного времени, да и сцепка на моей телеге - оказалась не такой удручающей. К слову, телегу я купил магазинную. Хотел сделать самодельную, но всё тот же недостаток времени...
Ну а теперь о самой главной переделке - доработке мотоблока. Хотя по отзывам, данный мотоблок ("Нева МБ-2") является одним из лучших (а может и самым лучшим) в своём классе по качеству - некоторые изъяны я всё же нашёл (да и не только я...).
Когда-то, когда эти мотоблоки только начинали делать, их редуктор имел одну цельную ось - с опорой на 2 подшипника. Т.е. ось висит на 2-х подшипниках, а на оси находятся 2 колеса. Нагрузка равномерно распределяется на эти 2 подшипника и никаких вопросов к долговечности и надёжности данного узла не возникает. Потом, завод решил сделать эту ось разрезной - т.е. мы уже имеем не одну цельную ось на 2-х подшипниках, а 2 полуоси на тех же 2-х подшипниках... Оно конечно хорошо - разблокиратор (разобщитель) полуосей вещь очень полезная и нужная, но... теперь каждая полуось "висит" на одном подшипнике в дюралевом корпусе редуктора... Так как теперь, весь вес мотоблока находится между полуосей, а полуоси - одним концом напрессованы на подшипник, а на втором конце находится колесо - в надёжности данного узла начали сомневаться многие пользователи. Они-то и начали искать решение возникающих проблем.
В принципе, если пользоваться только навеской и не пользоваться телегой - вполне возможно, что редуктор будет работать долго и счастливо, радуя своего владельца. Но если пользоваться телегой перевозя на ней всевозможные грузы (в общем-то она для этого и предназначена), то к весу мотоблока приходящемуся на "междуосье" - добавится ещё и вес телеги с грузом и седоком. То же самое касается и всевозможных заводских адаптеров, как передних, так и задних. Ну и честно сказать, я совсем не понимаю людей, которые переделывают данный мотоблок в трактор - оставляя данную проблему без решения.
У меня даже в планах никогда не было переделывать данный мотоблок в трактор - трактор мне попросту не нужен. Но усилить редуктор и полуоси, насмотревшись видюшек и слегка поразмыслив, я всё же решил. Ну, люблю я, чтобы всё было монументально...)))
Как говорится - "было бы что ломать, а повод мы завсегда найдём...)))"
Пересмотрев кучу видео, нашёл вариант, который мне больше всего понравился. Идея в принципе у всех одна, разные только исполнения. Смысл идеи заключается в том, что штатные полуоси наращиваются дополнительными полуосями, которые через дополнительные крепления (трубы, уголки, швеллеры и пр.) крепятся к раме мотоблока. Тем самым, редуктор ( а именно - его подшипники) разгружается. Т.е. теперь весь вес приходится не на подшипники редуктора, а не раму мотоблока - а подшипники используются по своему прямому назначению, а не в роли опор для полуосей и колёс))). Теперь сколько не грузи на мотоблок - весь вес будет распределяться на раму - как и на обычном автомобиле (или тракторе...)))). Ну и второе, для чего это делают - поставить вместо штатных колёс, колёса от "москвичей", ВАЗов и др. легковых авто. Штатные колёса в принципе не совсем плохие, но имеют маленький диаметр и малую ширину протектора - но стОят, как автомобильные. Малый диаметр и ширина штатной резины, "провоцируют" закапывание мотоблока под нагрузкой или пробуксовку. Да и изнашиваются родные "покрышки" довольно быстро, если ездить не по "огороду". Вот всё это и является причиной для переделки.
Использует народ для этих целей, что найдёт. В ход идут и задние мосты от легковых авто (обрезанные по размеру), и просто подшипники с опорами, и узлы от переднеприводных авто. Я остановился на комплектующих от ВАЗ-2108. Ну, мне так показалось, это самый простой и доступный вариант. Ага, зря надеялся... Как оказалось - у нас проще найти запчасти от иномарок, чем от отечественных...
Ну, куда деваться - мысль-то уже определилась. Пошёл побираться на авторынок...)))
Сразу оговорюсь, все варианты мне не понравились именно креплением.
Практически все пользователи, подвешивают крепление полуосей, непосредственно к болтам редуктора мотоблока. На мой взгляд (может я конечно и ошибаюсь), это не совсем правильно (или не совсем удачно). Т.е. для того чтобы поставить или снять полуоси с крепежом, нужно раскрутить гайки нижних болтов крепления редуктора к раме мотоблока. Сам редуктор в это время висит на верхних болтах. Чтобы было понятно тем, кто дел с данными мотоблоками не имел - рама мотоблока выполнена из 2-х штампованых "лонжеронов", которые собираются вместе болтами. Между лонжеронами установлены редуктор и кронштейны передней и задней сцепок - они являются элементами жёсткости.
Поразмыслив, решил внести "коррективу". На мой взгляд, гораздо более удачно, будет сделать подрамник и к нему уже крепить полуоси с кулаками. Сам же подрамник, если понадобится, можно всегда снять. Но в то же время, он не мешает использовать и фрезы и родные колёса. Т.е. подрамник установлен на раме мотоблока для постоянного использования и в его снятии необходимости нет. К подрамнику (съёмно) крепятся подкосы и растяжки крепления кулаков - они снимаются "комплектом", при необходимости работать фрезами или штатными колёсами.
По инструкции по эксплуатации к мотоблоку, для облегчения работы с мотоблоком - мотоблок нагружается грузами весом в районе 50 кг. Ну вот у меня примерно этот вес и вышел - колёса с дисками от Ниссана на "15", кулаки со ступицами от ВАЗ-2108, правая приводная полуось от той же "8-ки", подрамник из 50-го уголка, растяжки и подкосы.
Так что, бонусом ещё и вес до рекомендуемого заводом-изготовителем подогнал...)))
Как уже и говорил выше, для воплощения идеи были приобретены в автомагазине и на авторынке:
- Кулаки ВАЗ-2108 в сборе со ступицами левый и правый;
- Правая полуось привода ВАЗ-2108;
- Две 15-ти дюймовые бескамерки б/у.
Диски от Ниссан Ноут были в запасе. Уголки и прочие "железные" расходники - что-то было, что-то покупал.
Ну, остальное видно в принципе по фоткам.
Приводную полуось разрезал на 2 части и использовал в роли привода от полуосей мотоблока к ступицам. Соосность подгонял по месту - делал временные переходные втулки и выставлял кулаки. Проверял по лёгкости вращения - т.е. если в каком-то положении ступицу "подкусывает", значит перекосило и соосность ушла. Можно конечно было просто купить от той же "8-ки" "гранаты" и не мучаться с соосностью, но решил что и так смогу осилить...))).
Разница в размерности "родных" колёс с "13" и "15":
Дополнительно решил переделать привод с полуосей на колёса.
В заводском исполнении, полуоси редуктора соединяются со ступицами колёс или фрез - 10-ти мм штифтами. Как показывает практика использования этих штифтов - вариант отвратительный. Это ещё одно "эхо" старого исполнения мотоблока. Изначально полуоси были шестигранными. Соответственно и ступицы были аналогичными. И само собой подразумевалось, что крутящий момент от полуосей к ступицам - будет передаваться именно этими самыми "гранями". А чтобы ступицы не сваливались с полуосей - их стопорили этими самыми штифтами. Но... потом решили, что круглая полуось "лучче" и стали делать их круглыми. При этом повесив на штифты и заботу о передаче крутящего момента... Потому что "и так сойдёт"...
Штифты изгибает и разбивает. И после этого, вытащить их - можно только при помощи зубила, кувалды и всем известной матери...
В инете есть много решений этого вопроса. Много однотипных. Есть оригинальные. Одним из оригинальных, является продольный разрез ступицы и стяжка болтом. В принципе, наверно будет работать - хотя бы потому, что болт зажат и этим болтом зажата и полуось самой трубой ступицы.
Ещё один вариант, хоть он и не является оригинальным в прямом контексте - замена штифта обычным болтом, свободно вращающимся в отверстиях ступицы и полуоси. Само по себе решение не ново, но только зажимать/затягивать болт не нужно - он должен свободно проворачиваться. Заводские штифты потому и сложно вытащить - они устанавливаются в одном положении и не вращаются. Соответственно, износ приходится всегда на одну сторону - вызывая изгиб и наклёп.
Ну и самым оригинальным решением, которое я нашёл в инете, является - срез 1/3 полуоси на длину 15-20мм. Получается опорная площадка на полуоси размером 10х15-20 мм. В ступице делается прорез аналогичного размера и вваривается ответная часть. Теперь крутящий момент от полуоси к ступице, передаётся не круглым штифтом Ф10 мм, а плоской площадкой 10х15-20 мм. По отзывам - вариант "сделал и забыл". Меня он не устроил только тем, что гарантия на мотоблок, улетучивается вместе с вырезанной "ступенькой"...))).
Изучив причину, решил попробовать сделать по своему. Т.е. остаётся тот же штифт Ф10 мм, но доработанный. Взял болт Ф10 мм (в роли штифта)))), выточил втулки с внутренним диаметром 10 мм и наружным диаметром 20мм. На втулках сделал полукруглые посадочные проточки под полуось. В приводных полуосях от "8-ки" просверлил отверстия так же 20 мм.
Теперь болт с надетой втулкой вставляется в отверстие полуоси "8-ки" (Ф20 мм) и в отверстие полуоси редуктора (Ф10 мм). С противоположной стороны надевается вторая втулка и затягивается гайкой. Т.е. отверстие в полуоси редуктора остаётся без доработок, но болт зажатый гайкой через втулки - составляет как бы одно целое с ведущей полуосью редуктора, а на стенки отверстий ведомой полуоси от "8-ки" давят втулки Ф 20мм, вместо Ф 10мм заводских.
Вот такой вот получился "почти трактор"))). Как и говорил - делать трактор пока в планах нет и вряд ли когда появится, но если что - осталось только "напильником доработать"))).
Позже выложу ещё как "доделывал" заводской покупной дисковый окучник.