РАЗБОРКА И РЕМОНТ НЕРАЗБОРНОЙ ПОМПЫ МИНИМОЙКИ КЁРХЕР К3 СПОРТ
(+ ДОРАБОТКИ)
Всем привет! Как и гласит заголовок темы, речь пойдёт про минимойку Кёрхер. А именно про помпу – её модификации К3 Спорт.
Немного предыстории. Данная мойка высокого давления, была приобретена мной в 2017 году. После штудирования сайтов и отзывов, был выбран именно этот производитель (т.к. он является «родоначальником» моек ВД) и именно эта модель - т.к. по отзывам и заявлениям (продавцы и покупатели), она имела металлическую помпу, а не пластиковую. Первый «плюс» опустим, а второй – вовсе таковым не является. Т.е. помпа на поверку оказалась таки пластиковая. Более того – она ещё и полностью не разборная. Да, да – именно полностью и именно не разборная. Этакое ноу-хау от немецкого производителя. Если кто не сталкивался с такими мойками, поясню – первое, что изнашивается в таких устройствах, это манжеты. И если масляные чувствуют себя вполне неплохо (они смазываются при работе либо маслом, либо консистентной смазкой, да и давления там практически нет), то гидравлические – работают в прямом смысле «на износ». Во первых – там рабочее давление (а это в районе 120 атм), а во вторых – смазываются они исключительно водой… Ну и соответственно – они первые и «вылетают». И чтобы не менять копеечные манжеты, производитель решил сделать так – чтобы пользователь менял сразу… мойку. Ибо… помпа стоит ровно столько же, сколько и полностью мойка. Вот когда глубоко уважаемый мной М.Задорнов говорил про американцев «нууу тупыыыые», наверно он в европу не ездил…))). Ну в общем лично я, никак не могу объяснить такой подход немецкого производителя к экономии и экономике.
К слову, производитель даёт гарантию 5 лет на данное изделие, но…. при условии его приобретения у продавцов-партнёров. Как простой покупатель может проверить это самоё «партнёрство» - для меня загадка. Лично я вижу обычный обман. Продали – не сломалась в гарантийный период – хорошо. Сломалась – не у того продавца покупали, не гарантийный случай. На мой взгляд, если производителю дорога репутация – он будет продавать либо только через своих партнёров, либо через кого угодно, но с соблюдением гарантийных обязательств.
В общем, это было отступление не «для пожалобиться», а для того, чтобы уберечь будущих приобретателей. Как по мне, так экономически выгодней купить несколько «ноунейм» за недорого, чем покупать «знаменитостей» за космические суммы с непредсказуемыми качеством и гарантией.
Сам конструктив мойки очень простой. Если кто не знает – на ютубе полно роликов по разборке и устройству. Кратенько. Эл.двигатель вращает редукторный привод помпы через обычную планетарку. Сателлиты – пластиковые. Вращение на привод помпы передаётся от солнечной шестерни через водило, при неподвижной коронной шестерне.
Водило вращает т.н. косую шайбу, которая в свою очередь, через опорный подшипник поочерёдно нажимает на плунжеры помпы. Косая шайба, так же устанавливается на опорный подшипник. Т.е. и снизу и сверху косой шайбы – стоят опорные шариковые подшипники, что предотвращает износ самой косой шайбы. Но это при условии, что в приводе есть смазка. И очень желательно, чтобы она была не в виде сметаны, а в виде масла. Густая смазка работает в этом узле – минимум не очень хорошо. Но производитель использовал (а может и по настоящий момент использует) оба варианта смазки. Про консистентную смазку говорить не буду – не фиг ей там делать, а масло – пользователи и сервисмены, рекомендуют заливать до уровня «когда скрылась косая шайба». Сам процесс разборки и смазки остался за кадром (да и в инете этого полно), но вот количество масла (заботливо налитое производителем и никогда оттуда не вытекавшее) удручает. (к слову, и густую смазку он ложит исключительно так же). Из инфы инета – это «нормальное» явление. Оно и понятно. По ценникам производителя – 1 литр их именного масла стоил до санкций 8000 руб. Хорошо, что хоть не в 100 г тару упаковывают – там бы они развернулись… Как и рекомендует инет (вроде как и производитель) масло должно быть 80-90 единиц по вязкости. Поэтому, вылил именитое и залил банальное – ТАД-17, по вязкости подходит и стоит не дорого (можно хоть каждый сезон менять).
На фото видно общий вид мотора с помпой:
И крышку планетарного редуктора с выступающими плунжерами:
Вокруг плунжеров видно масляные манжеты. И… куча пластика…
Как итог такого «экономного» отношения производителя к смазывающим материалам - отсутствие смазки в зоне работы сопрягаемых деталей. Что в свою очередь, приводит к быстрому износу подшипников, сателлитов и косой шайбы; их перегреву и выходу из строя.
(при использовании густой смазки – ещё и манжет).
Как и сказал выше, мойка была куплена в 2017 году. 2 года она просто простояла – с переездом было не до неё. Потом я ей пользовался, но не часто. Итого, даже при крайне редком использовании в течении 2-х сезонов – мойка «накрылась». Данная мойка (как и все её собратья) работает исключительно с давлением на входе. Т.е. производитель прямо указывает, что на вход мойки должна подаваться вода под давлением (1-4 атм, но не более 12 атм). В инете полно роликов, где эти мойки пользуют «из ведра». Да, она будет работать в таком варианте. Но при условии, что вода есть в помпе. Т.е. залил в помпу воды (например через питающий шланг), опустил шланг в ёмкость, включил и пользуйся. Вот только на сколько хватит мойки при такой эксплуатации – большой вопрос. Даже кратковременная работа помпы «на сухую» - моментально угробит манжеты. Я здесь уже выкладывал редукционный клапан, для использования вибрационного насоса с этой мойкой. Т.е. раз производитель гарантирует работу только с входным давлением – я запитывал мойку через насос «Малыш». Но чтобы не нагружать насос избыточным давлением при отключении мойки, я подключил его через редукционный (сбрасывающий) клапан – отрегулированный на давление в магистрали 1,5-2,0 атм. Т.е. 1,5-2,0 атм. насос давит в мойку, а излишки сбрасывает обратно в бак. Так было до весны этого года, пока не решил отказаться от насоса (куча проводов, ржавчина от насоса и клапана – хоть вода и фильтруется на входе мойки, но промывать бак после каждой помывки и промывать насос перед каждой помывкой – немного утомляет). Насос убрал, воду в помпу залил, мойку подключил – вроде всё работает. Залил машину пеной и… как-то давление мне не понравилось. Выключил/включил и вуаля – всё работает. Списал данный глюк на «зимнюю спячку» мойки (мойку зимой храню дома и это была первая после зимы помывка). Следующая помывка и вовсе не задалась – давление на выходе пропало окончательно. Плюс при осмотре, обнаружилось подтекание из мойки в районе помпы. Разобрал, осмотрел – течь из соединения частей помпы, а сама помпа - неразборная. Т.е. 2 половинки соединены между собой термоспособом (термозаклёпками, если так можно выразиться). И если эти термозаклёпки можно срезать и высверлить, то манжеты заплавлены наглухо.
В предыдущих версиях моек (и К2 и К3), сама помпа хоть и пластиковая, но полностью разборная. Т.е. достаточно отвернуть винты крепления помпы к двигателю, снять саму помпу и при необходимости полностью её разобрать (для замены манжет или клапанов высокого и низкого давления). Здесь же, манжеты полностью залиты пластиком. В инете по поводу этих помп решения не нашёл – народ либо просто «утилизирует» такие мойки, либо продаёт на запчасти, либо ищет доноров. Ни один из этих вариантов меня не устраивал.
Можно было оставить всё как есть, и пользоваться мойкой дальше - но с подачей воды на вход мойки насосом. В принципе, если подавать воду в мойку под давлением, то течь кратковременная (только до набора давления) и рабочее давление – то же в пределах допустимого. Да, да – именно так. И давление практически в норме и течи практически нет. Но стоит только подключить с самозапиткой – давления нет, а течь есть. Давления нет – потому что, система сразу же завоздушивается (а воздух в отличии от воды - легкосжимаем). А завоздушивается система – из-за изношенных манжет. Т.е. если бы я не начал экспериментировать с самозапиткой, я бы и не знал – что манжеты подработались. И гарантийные 5 лет, мойка бы отработала…
Т.к. предыдущий вариант меня не устраивал, решил «ломать».
Термозаклёпки, как и говорил – срезал, подсверлил и удалил. Корпус разобрал. В разобранном корпусе, обнаружилось ещё одно ноу-хау – вместо резиновых «О-рингов», обнаружился вот такой шедевральный уплотнитель. Неее, я всё больше и больше начинаю уважать европейского производителя. Это ж какую голову нужно иметь, чтобы такое придумать… Не, ну я понимаю что идеология « сложную задачу разбить на несколько простых, чтобы с лёгкостью их решить» в корне не верна. Но чтобы из супер простой задачи сделать невыполнимую – это нужно сильно постараться.
Как быть с залитыми/заплавленными манжетами – не знал (инфы в инете нет), так как процесс изготовления их производителем – мне не известен. По предыдущим вариантам исполнения – в корпус вставлялись манжеты и закрывались сверху т.н. «табуретками» (что-то вроде фигурных шайб), которые и прижимали и удерживали манжеты в корпусе. Здесь же эти «табуретки» были то ли вплавлены в корпус, то ли вклеены. И ни их форма, ни способ заделки – не известны. Решил проверять «по месту». Первую шайбу вырезал из корпуса канцелярским ножом. Резал почти целый день. Нужно было одновременно постараться не угробить помпу и узнать конструктив.
В принципе, когда вскрыл первую манжету – дальше уже нарисовались варианты решения. Из обломка полотна пилы по металлу, сделал что-то типа кольцевой фрезы. Полотно отпустил на горелке, согнул в кольцо по размеру и вставив в держак (кусок сталистой проволоки, выгнутый по форме кольца с ручками) – впаял. За часа 2-3, потихоньку вырезал 2 оставшиеся «табуретки».
Подчистил по возможности и разметил (чтобы постараться всё вернуть на место). С подработанными манжетами решил следующим способом. Заказал в Китае манжеты, а пока идёт посылка – изготовил из плотного полимера (продаётся в хозмагах в виде клеёнки что-то типа плотного силикона. Бывает разной толщины и разной расцветки. Что за материал – не знаю). Собрал, проверил – всё работает. Сколько проработает помпа не знаю, но зато манжет теперь у меня «завались»))). (Пока собирался создавать тему – пришли заказанные манжеты).
По размерам манжет:
- Для масла = 12х20х4/6 (пришли 12х20х4,5/6 - других не нашёл)
- Для воды = 12х18х5
Резиновых не нашёл. Можно было на потестить взять и резиновые то же. По крайней мере в мойке стоит резина.
Но это именно на моей мойке. Хотя и производитель и инет говорят о конкретных типоразмерах манжет для определённых моек – доверять этой информации не стоит. Как показывает практика – «ничто не вечно под луной»))). Лучше сначала разобрать и посмотреть, а только после этого покупать.
Ну и переделал заодно и подключение насоса и редукционный клапан. В клапане заменил стальную пружину на резиновую подушку (работает не хуже пружины, но не ржавеет и не гниёт) и стальной шарик от подшипника – на пластиковый клапан-тарелку. Насос завернул в ПЭ пакет, чтобы ржа от винтов крепления и хомутов не попадала в бак с водой. Ну и «запараллелил» питание малыша с питанием мотора мойки, чтобы и помпа и насос работали одновременно и запускались оба от включателя мойки. Теперь при включении мойки – включается одновременно и Малыш, а при отключении мойки – отключается и Малыш. Почему сразу так не сделал… мыслей нет…))). Подключал Малыш к клеммам выключателя мойки, но не напрямую. Параллельно контактам включателя мотора мойки, стоит ёмкость на 220 нФ – для искрогашения, потому решил Малыша не подключать напрямую к контактам, а подключить через реле. Как рассчитать ёмкость для защиты контактов - есть специальные формулы, но по этим формулам, есть куча вопросов. Производителю видней, что ему больше подходит, а я просто не стал экспериментировать (включатель там специфичный и в любом магазине – не продаётся). На роль реле включения Малыша, напросился симистор КУ208 (валялся ещё с 90-х годов). Не смог отказать…))). Схема довольно простая – конденсатор и несколько резисторов. Подобные схемы используются повсеместно (где необходимо понизить питающее напряжение, или, что будет правильней – питающий ток) из-за дешевизны и минимального набора деталей (светодиодные лампы, блоки питания и т.д. и т.п.). Кто забыл, есть 2 варианта данных схем:
1) С гасящим (баластным) резистором (резистивное сопротивление).
2) С гасящим (баластным) конденсатором (емкостное сопротивление).
Оба варианта идентичны по смыслу, но отличаются по исполнению.1-й вариант используется реже из-за нагрева резистора при работе (в принципе, он используется только в узкоспециализированных схемах), в основном используется 2-й вариант – конденсатор не греется, от слова совсем. Но его нужно дополнять резисторной обвязкой. Ну и оба этих варианта – ОПАСНЫ, т.к. не имеют индуктивной развязки с питающей сетью. Т.е. может этак не слабо шарахнуть вплоть до откладывания кирпичей и летального исхода. Поэтому при работе с ними, нужно соблюдать максимум осторожности.
Почему была выбрана именно тиристорная схема а не обычное реле? Да по очень простым причинам. Во первых – катушка, это индуктивное сопротивление (а следовательно – опять расчёт искрогасящей ёмкости), во вторых – залипание контактов никто не отменял, как и КЗ обмоток. Да и щёлкает оно…)))
Сама схема:
Всё подбирается по месту/по токам. Номиналы – примерные (т.н. «подбери сам»). С1 рассчитывается по необходимому току питания управления симистором (он может быть разным в плане достаточности – и от 30 мА запускаться и от 60 мА) – симистор нужно открыть, а не приоткрыть. Из этого и исходим. R1 нужен для разрядки С1, чтобы не ебабахнуло пользователя через вилку))). R2 и R3 – для плавного заряда конденсатора, чтобы исключить бросок тока через потребитель и не сжечь его. Обвязка симистора С2, R4 – для предохранения самого симистора от выгорания при работе с индуктивной нагрузкой (иногда такая RC цепочка, используется для защиты от ложных срабатываний в электромагнитных помехах. Там рекомендованы номиналы R=50-500 Ом, С=0,01-0,1 мкФ). R3 можно и не использовать.
С1 - 0,5-1,0 мкФ (рассчитывается/подбирается по току).
С2 - 0,22 мкФ х 400-600 вольт.
R1 - 1М (100К - 1М).
R2- 560 Ом (300-500 Ом).
R3 - 470 Ом.
R4 - 22К.
U1 – Ку208Г
«1» - мотор мойки.
«2» - насос выносной.
По этой же схеме можно собирать любые БП для питания всевозможных низковольтных потребителей – например лампочек, кулеров, реле и пр.
Хороший онлайн-калькулятор для расчёта ёмкости и не только есть здесь:
https://tel-spb.ru/form.html
Нужной ёмкости не нашёл под рукой – набрал из чего было (так что на гирлянды внимания не обращайте). В принципе место найти можно даже для такой «навески». Распихал по закоулкам, чтобы не мешало, и поприхватывал термоклеем, где не за что было закрепить. Симистор посадил на радиатор (бывший радиатор кетайского диодного моста, безвременно почившего), но можно было и просто на какой-нибудь крепёж – ток там небольшой.
В итоге к штатному проводу питания мойки (с вилкой на конце), добавился ещё один – в пару (с розеткой на конце). Решил, что так будет оптимальней. Подключаем провод от мойки (вилку) в розетку 220V, а насос – в розетку мойки. Чтобы мойка не работала без воды, сначала включаю Малыш и прогоняю воду через пистолет мойки. Затем Малыша отключаю и включаю вилку мойки. Далее подключаю Малыша к розетке мойки. И всё – дальше пользуюсь только органами управления мойкой.
Общие рекомендации по обслуживанию данной мойки, чтобы продлить ей жизнь (заботливо укороченную производителем):
1) Заменить масло (промыв от старого, иначе сворачивается) и менять периодически;
(если используется густая смазка, наверно то же лучше поменять на масло)
2) Не работать без воды (т.е. совсем). Как и писал выше, прогнать воду через мойку пока не пойдёт из сопла пистолета и только после этого подключать к электросети.
3) Хранить мойку в тепле, иначе можно легко разморозить (вода всё равно полностью не сливается).
4) При подготовке к зиме, прогнать какой-нибудь не агрессивный вид «охлаждайки» через мойку (ТОСОЛ на моё имхо самое оно). Это нужно не для того, чтобы не разморозить – а для смазки плунжеров (если покроются ржой – манжеты «умрут» практически сразу).
5) Ну и наверно, не использовать с самозапиткой. «Прохлопать» отсутствие воды в мойке довольно просто (даже не полное отсутствие, а просто недостаточное количество). В результате кавитация, воздух и быстрый износ манжет в зоне ВД.
Если всё же использовать самозапитку, то ёмкость нужно устанавливать очень высоко (а это в большинстве случаев, просто не выполнимо). Я использовал и простой копеечный китайский насос «для аквариумов»:
Давление воды в нём конечно никакое (хотя и заявлено 1800 л/ч, но столб всего то ли 1,5м то ли 2м). Хотя… как говорится, за неимением попадьи и поп сойдёт… На моё имхо, лучше с таким насосом – чем вовсе без него (самотёк). У кого есть водопровод, вообще проблем нет. У меня насосная станция и тянуть 50м водопровод для помывки машин – посчитал не рентабельным и неудобным.
Ещё на али есть вот такие дополнительные фильтры на вход мойки – очень полезная вещь. Брал с 2-мя доп. Фильтрующими элементами. Вкручивается между мойкой и подающим шлангом на стандартные резьбы.
Мне понравился.
Ну вот пожалуй и всё. Если кому оказалось полезным – буду рад.