Всем привет! Решил рассказать вам о китайской швейной рукавной машинке. В интернете она известна под названием "Версаль" (Аврора А-335). Моя не называется никак… Нет, ну конечно она как-то называется – но в китайском я не силён… Покупал давно. Купил, открыл, посмотрел и упаковал обратно.
А с чего всё началось? Долго искал, как придумать замену крючку и шилу (иногда работал с кожей и другими "твёрдыми" материалами) - крючком шить хорошо, но долго и не очень удобно. Интернетов тогда у нас не было (чтобы можно было поискать, чего народ придумал по этому вопросу). Ну, интернет-то был, но вот чего-то там поискать - "не было". Придумал "механизированный крючок" - из спицы сделал подобие швейной машинной иглы с ручкой.
Лучше, но всё равно не то... Через много лет увидел китайский аналогичный мех. крючок, только из обычной иглы большого размера (значит правильным путём шёл).
А потом у китайцев на улице, увидел "то, что искал" - ручную швейную машинку для обуви. Но... они не продавали тогда, а только для себя возили из поднебесной. В общем ещё наверно год прошёл, пока случайно не нашёл китайку, которая согласилась продать. Машинка была в упаковке, но для внутреннего китайского рынка (это потом они стали ими торговать, обозвав аврорами и версалями) - т.е. драконы и иероглифы.
Так она у меня и лежала упакованная, пока тут намедни не решил кожу прошить. Достал крючок, шило и вспомнил, что у меня есть специальная машинка... ну и "понеслось".... Достал, распаковал и начал доводить до ума (шлифовка, полировка, настройка, регулировка, устранение люфтов и пр.). «Ковырялся» не спеша, в перерывах между «домашними делами». Что-то делал в гараже, что-то дома – зима, в гараже не очень тепло (-3 - 5), а топить печку не хочется. Вот и провозился почти все праздники - то придумывая, то воплощая. Так-то машинка отличная, но вот исполнение... как обычно у китайцев...
Первая проблема с которой столкнулся – в магазинах нет ни иголок, ни ниток для такой машинки… Да, да, именно так. Супруга объездила все известные магазины, имеющие хоть какое-то (прямое или косвенное) отношение к швейному делу и нашла одну пачку игл (и то, только одну пачку и только 110-й номер, а хотелось бы и побольше размером) и одну катушку ниток «ноунейм» (в разных магазинах – в одном нитки, в другом – мглы). «Ноунейм» - потому что без каких-либо «опознавательных знаков» - ни номера, ни состава, ни предназначения… Придётся выписывать из Китая – у них всё есть.
Вторая проблема - почти полное отсутствие какой-либо обработки поверхностей. Ну это-то как раз и решаемо. Напильники, надфили, дремель, наждачка и войлок с пастой ГОИ – позволяют без труда устранить сиё недоразумение. Ну и в добавок – всё смазать. Использовал и густую смазку а ля Литол-24 и масло (ТАД-17 и моторную минералку). Специальную смазку (а ля машинное масло) не использовал, не считаю целесообразным (не те зазоры…).
Третий пункт – настройка и проверка в работе. Тут или «включить мозг/голову» или, если лень – включить интернет. Я пошёл по второму пути… В общем машинка шьёт и отлично. Первое на чём «потренировался» - «пятка» рабочего ботинка (5 слоёв грубой кожи, плюс мех – минимум 5-7 мм, специально не измерял). Ну и опять полная разборка и доведение до «идеального» состояния.
В принципе, этого можно было и не делать. Но вот не могу я по другому…
Суть проблемы заключается в «своеобразном» взгляде китайцев, на технологию изготовления подшипниковых узлов. В данном случае, подразумеваются подшипники качения. Встречал много раз (да наверно не много раз, а постоянно) – именно в китайских поделках, и именно в способе изготовления этих самых подшипниковых узлов. Т.е. друзья «из-за речки» изначально изготавливают «втулочный вариант». Затем, исходя из «пожеланий» клиентов/требований заказчиков – переделывают этот втулочный вариант, на подшипники качения. Но чтобы не менять «направленность» производства (либо для простоты сборки) – вал оставляют с заниженным размером. А что, удобно – собирать легко, переделывать ничего не нужно и… вроде как на подшипниках (чем можно похвалиться в описании к товару).
В итоге покупатель получает «изделие» с подшипником, в котором свободно болтается вал… Но и это ещё не всё. Сам подшипник установлен в посадочное место, без дополнительного углубления под внутреннюю обойму – т.е. он запрессован наружной обоймой до упора внутренней обоймы в корпус станины. Этакая монолитная втулка из калёной стали, в которой свободно болтается вал. Подшипник в понимании наших китайских друзей – это рекламный/маркетинговый трюк. Т.е. по факту – раньше (до переделки с подшипника скольжения на подшипник качения) вал вращался (и болтался) в отверстии чугунной станины, теперь вал вращается (и болтается) во внутренней обойме подшипника.
Вот для того, чтобы всё это заставить работать правильно, и требуется доводка.
Из обычного «убитого» болта, была изготовлена фреза с хвостовиком Ф12 мм (по размеру посадочного в станине под вал) и ТС вставкой.
Из листового фторопласта, изготовил 2 шайбы – упорные подшипники скольжения. Одна шайба устанавливается под подшипник качения (упор-проставка между внутренней обоймой и станиной), вторая – между кулачком привода рычага продвижения материала и корпусом станины. Импровизированной фрезой профрезеровал посадочные под шайбы: со стороны подшипника – толщина фторопласта + выступание внутренней обоймы над внешней (чтобы при зажиме подшипника, внутренняя обойма слегка опиралась на фторопластовую шайбу), со стороны кулачков – на толщину фторопласта минус 3-4 десятки (0,3-0,4 мм) (этого вполне хватит чтобы кулачок «катался» по шайбе, но не мог раздавить шайбу из-за плотной её посадки в проточке).
Вал привода кулачков, от смещения в осевом направлении, упирается в станину – что мне собственно и не понравилось. Да, в варианте «из кароПки» - всё и так работает. «Чугун по чугуну», как и «сталь по чугуну» с учётом смазки и «не критичности» узла – в принципе и так будет работать «долго и счастливо». Мне не понравилось крепление маховика (блин с ручкой и фрезерованными фигурными пазами) – переход с Ф10 на Ф12. Сам маховик посажен на проточку Ф10 мм вала и зажимается гайкой М10, а упирается он при зажиме гайки – в буртик 1 мм. На мой взгляд, буртика в 1 мм для чугуна маловато.
По моей логике, маховик должен упираться во внутреннюю обойму подшипника, которая в свою очередь сама должна во что-то упираться. Самое логичное решение, было бы - упор в упорный подшипник (т.е. упорный подшипник между внутренней обоймой радиального подшипника и станиной), что в свою очередь не решает проблемы упора кулачка в корпус станины. Сверлить посадочное под распорную втулку (между подшипником маховика и кулачками) – устраняет необходимость в упорном подшипнике со стороны маховика, но не со стороны кулачков. Если к первой распорной втулке добавить ещё и вторую (между кулачками и второй (задней) опорой вала) – можно сделать на валу (со стороны задней опоры) стопор и устранить смещение. Этот вариант самый лучший (его аналог – сделать полностью новый вал с изменёнными посадочными размерами), хотя и немного сложней. Я пока решил так далеко не ходить, и обойтись 2-мя фторопластовыми шайбами (хотя распорку в виде шайбы, между кулачками поставил – это если вдруг, руки зачешутся).
Сама задняя опора, выполнена в виде отливки из чугуна с отверстием под вал (естественно – с огромным люфтом) и крепится двумя винтами к станине. Пока просверлил отверстие в верхней части, для более удобной смазки. Но болтающийся в ней вал, честно говоря, меня совсем не устраивает. Да, её хватит надолго, да и проточить вал в случае критичного износа не проблема. Но мне здесь больше нравится радиальный подшипник качения… Пока думаю. Наброски есть, посмотрю.
Теперь, что касаемо люфта вала в подшипнике маховика. Первой мыслью было сделать наплавку медью (т.н. электроискровой метод). В принципе не сложно и всё есть. Вторая мысль была – сделать оцинковку посадочного (омеднение отбросил сразу – слишком трудозатратно и с негарантированным результатом) – и просто и результативно. Но… не нашёл цинка. В результате решил посадить на фольгу или алюминиевый скотч (всё-таки портить полированный и возможно цементированный вал не хочется). Фольга же поможет выбрать зазор в посадочном и легко заменяема. Да и разборка узла не вызовет трудностей (как например в случае посадки на Лактайт). Нагрузка здесь мизерная, так что должно работать нормально. Просто для понимания – при намотке пищевой фольги в 2 слоя, подшипник садится на вал «в натяг». И это без какой-либо термической подготовки посадочных поверхностей… (микрометр доставать было лень, да и не дал бы он ничего кроме «цифрового понимания» величины люфта).
По остальным доработкам:
Сделал подставку под катушку и «нитенаправитель» от катушки к приёмному отверстию в рычаге:
Вместо штатного нитенаправителя в виде отрезка пружинки на стакане, сделал из спицы и перенёс в другое место – чтобы нитка не «елозила» по стакану, а на место штатного – установил подтягивающую пружинку (чтобы нитка не болталась):
Из куска 75-го швеллера и 2-х 40-х уголков сделал подставку, чтобы можно было и ставить и работать без дополнительного крепежа машинки.
Вместо регулировочных гаек и болтов (поджим лапки и длина стежка) – сделал барашки.
Нитеподтягиватель (это такая «типа птичка» из жести) слегка модернизировал – удлинил рычаг на пружине. Получилось и усилие пружинки увеличил без замены пружины, и трение пружины о саму «птичку» убрал.
Челнок здесь ходит в горизонте, что в принципе обусловлено самим типом всех рукавных машин:
Привод челнока осуществлён посредством каретки с шестернёй, которая приводится в движение от маховика – через фигурные пазы, ролик и тягу (зубчатую рейку).
Вообще, машинка проста до безобразия. Придумана она была очень давно, выпускалась серийно (если можно так сказать), имела не только ручной, но и ножной привод:
Как и говорил выше – машинка работает как правило и без доработок, но не без обслуживания. Под обслуживанием, подразумевается шлифовка (лучше ещё и полировка) всех сопрягаемых, подвижных и вращающихся деталей. Обязательны к обработке челнок, рейка зубчатая, каретка, стакан в сборе и игловодитель. Желательно обработать пазы копира (маховика) для мягкости и плавности хода, прижимную лапку, кулачки и тарелки рычагов. Соответственно – всё смазать. В целях травмобезопасности, желательно убрать все острые углы. В принципе, одного вечера будет даже много… После этого, машинка превратится в вашего помощника. Можно (многие так и делают) добавить электропривод – мне он в принципе не нужен, но удобства добавит (освободится вторая рука). Отдельный разговор про «устройство намотки нити на шпулю» - мёртворождённое изделие с громким названием. Можно сразу выбросить… Вместо него или мотать вручную, или сделать нормальный отдельный «намоточник» с ручным или электроприводом.
Ну вот вроде и все нюансы. Вообще, в инете полно роликов по запросу «китайская швейная рукавная машинка версаль». Если кого-то данное изделие заинтересовало – можно без труда ознакомится более подробно. Я же просто сделал небольшой обзор приобретённой «игрушки» с описанием нужных и возможных доработок.