Шеллак
Интересный вопрос задал nemo146 на форуме цитирую: "Basskachi, Сергей! У меня к Вам такой вопрос, или скорее просьба. Не могли бы вы расказать про такое средство для обработки древесины как ШЕЛЛАК? Что представляет, как работает и прочее. Заранее спасибо."
Что означает само слово "шеллак"? Оно сложно составное. Первая часть "шел" происходит от английского слова SHELL - скорлупа, раковина. Вторая часть "лак" от санскритского "лакши" имеющего для индусов два значения - сто тысяч и вши. Да, вши, те самые которые кусаются.
Вшами, по всей вероятности, в Индии называли, в том числе, и тлю(или тлей). И их на самом деле на дереве сотни тысяч.
Именно из Индии и пришел в Европу через Англию шеллак. В юго-восточной Азии составы на основе шеллака были известны тысячи лет назад. Тамошняя тля своё потомство запаковывает в этакие скорлупки из органического материала защищающего их от непогоды и проливных дождей
Эти "скорлупки" собирают, сушат, перемалывают, растворяют в спирте, процеживают и обратно высушивают. Потому сам конечный продукт и выглядит в виде пластинок-чешуек.
Бывает шеллак химическим способом осветленный
Бывает не осветленный. Нам такой более подходит.
В Европе было конечно известно великое множество разных лаков и политур. В их состав, помимо льняного и иже с ним масла входили и канифоль, и янтарь, и гуммиарабик. Да много чего. Вплоть до экзотики - "кровь дракона". Которая на поверку оказывалась бычьей кровью. Каждый мастер сочинял свой состав и тщательно его скрывал. Помню хороший исторически-детективный фильм (он есть в инете) "Красная скрипка". Там рассказывается история скрипки-шедевра. Мастер её изготовивший не пожалел даже свою любимую. Кровь, им же убиенной девушки, вошла в состав лака для скрипки. Вот до чего доходило. И тут появляется шеллак.
У него были все основания завоевать Европу. Плюсы - достаточная дешевизна это раз. Англия из своих индийских колоний везла тысячи тонн вшивых скорлупок. Все прибрежные портовые деревянные строения были защищены от влаги и морской воды шеллаком. Не говоря о палубных постройках и мебели.
Второе это великолепная, по тем временам, технологичность. Когда олифы и лаки на их основе сохли неделями, то шеллак высыхал за часы. Это все равно что в недавние времена на фоне масляных лаков появился нитролак! Фурор! Мазнул и готово! Наносится(при определенных навыках) замечательно, сохнет быстро, защищает надежно, полировать, шлифовать потом не надо. Можно улучшать и в сторону пластичности и в сторону твердости. И самое главное - легко поновляется. Разумеется Англия, как законодатель оружейных мод, быстро внедрила сама и заставила полюбить всех остальных шеллак.
Химическая промышленность уже 20 века предложила и свой вариант шеллака освоив его производство на основе фенолов. Он теперь продается в магазинах для радиолюбителей для защиты печатных плат и трансформаторных катушек. Так прямо на пузырьке и написано "ШЕЛЛАК". Вполне подходит такой синтетический брат и для отделки прикладов. Есть не большая разница в работе с ним в отличие от натурального, но на пальцах такие нюансы не объяснишь. Надо пробовать. Вот спрашивают про какой то силиконовый шеллак. Не знаю, не покупал, не пробовал. Да и от добра - добра не ищут.
Классический способ полировки шеллаком описывает великолепный питерский мастер, реставратор, маркетрист, да и просто замечательный человек Игорь Гулин, я просто процитирую, мне тут добавить нечего:
"На самом деле все способы хороши и скорее приоритет отдаётся тому, которым лучше владеешь.
Я, как бывший реставратор мебели, предпочитаю шеллачную отделку.
После тщательной шлифовки, до наждачки-2500, делаю клеевую воду (столярка с водой) и прохожу приклад. На нём поднимается ворс, который после высыхания сошлифовывается. Эту процедуру лучше повторить.
Дальше развожу шеллачную политуру в трёх бутылках. В одной 20% р-р (это грунт), во второй - 12%, в третьей 6%.
Грунтую 20% политурой с подсыпанием на поверхность небольшого колличества пемзы. Много её сыпать нельзя, образуются бугорки, т.н "петухи", которые не выравниваются при шлифовке и делают поверхность неровной. Далее 12% -ой и 6% -ой. Вся полировка делается с льняным маслом. За тапоном должен идти "лас" - такая дорожка, медленно просидающего лака через слой масла. Хороший "лас"- показатель качественной полировки. Это необходимо, чтобы не сделать "поджиг" - место где спирт пробил слой лака и образовал сухое пятно. Затянуть такое место последующим наложением политуры невозможно, приходится всё сциклёвывать и заново полировать.
После полировки выпотевшее масло снимается "чёртиком"- пропитанной водкой полусухой салфеткой( или свежим тампоном). Можно снять масло зубным порошком, растирая его по поверхности. По окончанию пройти сухой х/б тряпкой. Короче, всему этому лучше учится рядом с опытным мастером, так со слов понять трудно."
У меня, к сожалению, все проще и выглядит примерно так: после окончательной шлифовки если требуется усилить текстуру то накладываю один слой шафтола. Это усиливает "глубину" текстуры, потом начинаю полировать шеллаком с той лишь разницей, что делаю это одной его концентрации (которую определяю скорее на ощупь чем в процентах) в три слоя с промежуточной шлифовкой(чаще в два) и добавляю в сам шеллак для эластичности пихтовое масло.
Для финиша можно использовать вот такую мастику
Так процесс полировки выглядит в руках отличного болгарского мастера Евгени Димова
А таких результатов добивается Светлана Бровко, некогда практиковавшая в Тюмени, правда не с шеллаком а с триолем.
Теплый на ощупь, нежный на вид, глубокий шеллачный полуглянец так и не удалось с имитировать современными материалами. Классика она и есть классика.
Источник: huntingsib.ru