Техника стрельбы из произвольного и пневматического пистолетов
Эти заметки сложились из дневниковых записей стрелка и тренера.
Так уж случилось, что почти всю мою жизнь в спорте я был и стрелком и тренером, т.е. стреляющим тренером. Мой тренерский опыт может быть очень отличным от опыта большинства моих коллег, так как я работал в шести разных странах с очень различными уровнями развития спорта, различными традициями и менталитетом народов и, естественно, стрелков.
Основная цель этих заметок - это активация тренерской мысли на поиск новых методов и способов совершенствования в стрельбе из пистолета. Этот поиск необходим, потому что самые совершенные методы тренировки со временем становятся менее эффективными, "приедаются", тренеры должны искать новые пути, шлифовать своё умение.
Толчком к систематизации моих заметок послужил курьёзный случай на кафедре стрельбы в Московском институте физкультуры и спорта в начале 1983 года. Вместе с другими тренерами сборной команды СССР я был приглашён на курсы повышения квалификации. На кафедре стрельбы, возглавляемой в то время Ефимом Леонтьевичем Хайдуровым, велась работа по подготовке издания учебника по профилю для ВУЗ'ов. Однажды мы стали свидетелями спора между сторонниками различных формулировок понятия "изготовка". Казалось бы, что тут сложного? Ан, нет! Каждая из сторон с упорством, достойным лучшего применения, отстаивала свою формулировку. Для нас, практиков, эти формулировки были практически одинаковыми и слишком "научными". В самый разгар спора неожиданно вмешался обычно молчаливый Георгий Крылов, в то время бывший тренером женской винтовочной группы сборной СССР: "Прошу прощения, коллеги! Послушайте меня, пожалуйста, внимательно. Самопроизвольное истекание продуктов сухой возгонки древесины при повышенной температуре через отверстие обычно квадратного сечения... Кому не понятно, могу повторить другими словами - из трубы идёт дым". На этом тогда спор закончился, но авторов учебника под общей редакцией Аркадия Яковлевича Корха, ничему не научил, в чём я убедился после его появления в продаже.
В этом ученике, равно как и во всех других книгах о стрельбе из пистолета, говорится о том, что "изготовка должна быть экономичной с точки зрения затрат физической и нервной энергии".
Давайте порассуждаем о целесообразности экономии энергии при стрельбе из пистолета. Для того, чтобы затраты мышечной и нервной энергии были минимальными, нужно включать в работу только те мышцы и органы чувств, которые непосредственно участвуют в процессе производства выстрела. При этом мышцы должны создавать положение равновесия при равных углах устойчивости, т.е. проекция общего центра масс системы "стрелок - оружие" должна проходить через центр площади опоры. Это так называемая изготовка "на балансе", изображённая на фото 2 и 2а. Стрелковая практика показывает, что такая свободная изготовка действительно обеспечивает большое количество "десяток", но при ней имеются и далёкие отрывы. Жёсткая же, силовая изготовка (фото 1 и 1а) позволяет избавиться от таких отрывов, что повышает уверенность стрелка в своих силах.Очень характерным представителем такого типа стрелка может быть Олимпийский чемпион Мехико Григорий Косых - он иногда делал до 200 выстрелов без единой "восьмёрки" и, хотя "десяток" у него бывало меньше, чем у соперников, однако он чаще выигрывал. Тренируя силовую изготовку с жёстким закреплением кисти и лучезапястного сустава (ЛЗС) Г.Косых целый сезон стрелял из переделанного 10-зарядного пистолета Марголина. Спорткомитет СССР даже принял специальное решение, позволявшее ему стрелять из многозарядного пистолета вместо произвольного на Первенстве СССР. Почти всё тренировочное время Косых стрелял парами выстрелов, "натаскивая" ЛЗС на более энергоёмкую работу. Результат зтого эксперимента мы знаем - Олимпийское золото.
Указания на необходимость экономии энергии есть во всех книгах о стрельбе. Давайте посмотрим, что происходит на практике. Применительно к стрельбе из произвольного и пневматического пистолетов, не говоря уже о скоростных видах пистолетных стрельб, эти рекомендации представляются далеко не бесспорными, они отстали от стрелковой практики. Сильнейшие пистолетчики прошлых лет, такие как М.Умаров, А.Ясинский, А.Гущин, Г.Косых, В.Столыпин, Ю.Запендзки, Р.Сканакер, А.Мелентьев, С.Пыжьянов и представители современной элиты Р.Ди Донна, И.Басинский, М.Неструев, Ж.Кошта, Т.Кирьяков, Ф.Дюмулен и ещё многие не столь именитые отнюдь не могут считаться экономными на огневом рубеже. Типичными представителями "экономов" можно назвать М.Папаву, Х.Фольмара, Б.Кокорева, Ванга Йифу, В.Гончарова. Их спортивные достижения достойны самых высоких похвал, однако среди мировой элиты всё-таки больше представителей неэкономичного силового стиля.
Термин "активная изготовка" применялся в сборной СССР уже 25 лет назад, но какая может быть экономия при активности? Как можно добиться совершенства в каком бы то ни было виде деятельности, заботясь об экономии энергии? Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Успех в стрельбе обеспечивается не мышечной силой, а четко организованной работой мозга. Элементарное сравнение нескольких стрелков, Чемпионов Мира и Олимпийских Игр, показывает нам, насколько они различны по своим физическим характеристикам. Есть высокие и мощные как Рагнар Сканакер, Харальд Стенваг, Игорь Басинский, Мирослава Сагун, Ясна Секарич и невысокие и худощавые как Владимир Гончаров, Сергей Алифиренко, Светлана Смирнова, Рената Мауер, Артём Хаджибеков. Общим у всех этих стрелков может быть только умение правильно мыслить. Поэтому и на тренировках нужно учиться думать, расходуя при этом нервную энергию. Только интенсивная умственная работа может сформировать в нашем подсознании алгоритм надёжного выстрела, который и будет нашим "автопилотом" в любой стрессовой ситуации. Ведь лучшие результаты достигаются именно тогда, когда стрелок стреляет, не думая, когда четко работает подсознание, не подверженное стрессу.
Даже опытный стрелок не всегда может сохранить сосредоточение во время выстрела. Что же говорить о новичках с явно выраженным "синдромом телевизионного воспитания", при котором можно пить Колу, слушать Рэп, болтать с другом и вполуха и вполглаза воспринимать то, что происходит на экране? Рассеянное внимание, неумение сосредоточиться - это плата за бездумное глядение на телеэкран. Молодые стрелки, любители книги, с этой проблемой практически не знакомы. В ходе напряжённых тренировок "телевизионный синдром" снижается, но это должны быть тренировки, целью которых является организация мыслительного процесса во время выстрела.
Думаю, что относительно изготовки самым разумным было бы согласиться с тем, что она должна обеспечивать надёжность попадания в "десятку", а сколько энергии на это потребуется - это не так важно.
Не могу удержаться от соблазна привести цитату из Корховского учебника: "Афферентный анализ, подчиняясь доминирующей на данный момент мотивации, под коррекцией памяти ведёт такой подбор возможных степеней свободы, при котором возбуждения избирательно направляются к мышцам, приводящим в действие указательный палец для управления спуском".
Кроме желания показать свою научность в этой фразе ничего нет, не пытайтесь искать в ней скрытый смысл, так как анализ, даже если он афферентный, т.е. центростремительный, от периферии нервной системы к центру, это только процесс и подбирать он ничего не может, и направления нервных возбуждений не зависят от "степеней свободы". Кстати, "степеней свободы" чего? Ну, да Бог с ним, с этим учебником. Я почти уверен, что я был одним из немногих, кто его читал.
Закончить этот раздел я хочу некоторыми соображениями о хватке пистолета. Мне нравится идея Е.Л.Хайдурова, который сравнивал хватку рукоятки пистолета с удержанием тяжёлого яйца с хрупкой скорлупой - нельзя сжать сильно, но и нельзя расслабить пальцы. Я предпочитаю более силовую хватку в которой наиболее напряжён мизинец, несколько меньше безымянный и средний, а большой нажимает на рукоятку сверху своей средней частью. Ногтевые фаланги всех пальцев не должны быть сильно напряжены.
В связи с этим вспомнилась давняя история, случившаяся в 1961 году в Киеве накануне Первенства СССР. На тренировке я стрелял рядом со свежеиспечённым Чемпионом Римской Олимпиады Алексеем Петровичем Гущиным, многие подходили, чтобы поздравить его с победой. Вот молодой парень после поздравления спрашивает: "Алексей Петрович, вы как держите пистолет, сильно?". "Конечно, сильно !" - отвечает Гущин. Почти сразу подходит другой: "Как вы держите пистолет, слабо?". "Конечно, слабо !" - ответил Гущин. Теперь спрашиваю я: "Петрович, кого из ребят ты обманул?", а он говорит: "Никого я не обманул. В зависимости от моего состояния и условий стрельбы я сжимаю рукоятку то сильно, то слабо. Чаще сильно, но не в этом дело. Ты обратил внимание на форму вопроса? Они ведь хотели получить подтверждение своим предположениям и они его получили. А если бы я стал объяснять им моё понимание хватки да ещё накануне старта, то ничего хорошего из этого скорее всего не получиось бы". Великим стрелком и мудрым человеком был Алексей Петрович.
Теперь, после такого развёрнутого вступления, можно приступить к рассмотрению основных элементов технической подготовки пистолетчика.
II. Техническая подготовка
А. Изготовка
Общее развитие стрелкового спорта, влияние результатов отдельных стрелков, поиски тренеров вносили и будут вносить изменения в технику стрельбы, в том числе и в изготовку. Относительно недавно этому вопросу уделялось, на мой взгляд, незаслуженно много внимания. Существовало много суждений о достоинствах и недостатках той или иной изготовки. Причём эти суждения, как и изготовки, часто были взаимоисключающими. Становились и грудью к мишени и чуть ли не спиной, прогибались и выпрямлялись. Сейчас выработалась изготовка, которой с неизбежными индивидуальными особенностями пользуются большинство стрелков высокого уровня. Эта изготовка уже знакома нам по фото 1, активная. Стрелки и тренеры убедились, что оригинальничанье не дает преимуществ и хорошей устойчивости можно добиться в любой изготовке. Стрелок с помощью тренера, а иногда и самостоятельно находит свой вариант изготовки. Опыт тренера помогает с максимальным эффектом использовать анатомические особенности стрелка и предостерегает от слепого копирования изготовок чемпионов. Когда швейцарец Морис Миндер победил на Чемпионате Мира 1978 года с новым мировым рекордом, используя уникальную изготовку, у него появились последователи, но ни один из них не показал ничего хорошего. Уникальность изготовки Мориса заключалась в том, что руку с пистолетом он держал, повернув её почти на 90 градусов тыльной стороной кисти вниз.
Некоторые стрелки добивались высоких результатов в различных изготовках. Очень показательной может быть эволюция изготовки двукратного чемпиона Мира Владимира Столыпина. В сборной СССР он стрелял в течение 20 лет. Сначала он стрелял, повернувшись боком к мишени и сильно отклонившись влево, а последние годы применял изготовку грудью к мишени, слегка сутулясь и без прогиба в пояснице. Олимпийский чемпион Мехико Григорий Косых стрелял, повернувшись боком к мишени и сильно откинувшись влево, примерно так, как В.Столыпин в начале своей карьеры.
Думаю, что этих примеров достаточно, чтобы понять, что изготовка может быть только индивидуальной и что рекомендации для абстрактного стрелка с указаниями углов наклона и поворота не имеют смысла. Например, обычно рекомендуют линию плеч иметь на 10-15 градусов правее линии, проходящей через ступни ног, а Сергей Пыжьянов закручивает плечи влево и является пятикратным рекордсменом Мира.
Можно сделать вывод, что выбор вида изготовки не играет решающей роли в достижении высоких результатов. Важно умение стрелка добиться неподвижности в выбранном им варианте изготовки при оптимальном напряжении мышц. Оптимальное в данном случае не значит экономное с точки зрения энергетических затрат. Напряжение мышц должно обеспечивать надёжность сохранения устойчивости - вот главная задача. Для большинства это выполнимо при значительном мышечном напряжении.
Чтобы надёжно зафиксировать голеностоп, ноги и поясницу, т.е. создать фундамент устойчивости, можно рекомендовать простой, но безотказный способ: начиная подъём руки, слегка приподняться на носки, затем опуститься на пятки, не отклоняясь назад. Это автоматически создаёт необходимое мышечное напряжение и закрепление стопы, голени, задней поверхности бедра и поясницы.
Ступни ног предпочтительно располагать почти параллельно друг другу, т.е. несколько "косолапо".
Вывод:
изготовка должна гарантировать максимальную устойчивость, базой которой является надёжное закрепление мышц ног и поясницы, а сколько физической и нервной энергии на это потребуется - это каждый решит для себя сам.
B. Порядок действий при производстве выстрела
Многолетний опыт работы с сильнейшими стрелками СССР и других стран позволяет мне сделать вывод о необходимости формализовать те изменения в порядке производства выстрела, которые практически уже произошли, но нашли лишь ч а с т и ч н о е отражение только в одной из доступных мне книг: Эльфе Штаух, Спортивная стрельба из пистолета. Пневматический и спортивный пистолет. Собственное издание автора, 1997. (Eigenverlag Elfe Stauch, Hans-Braun-Str.57, 85375 Neufahrn, Deutschland, 1997, 1.Aufgabe, 4000).
Я глубоко убеждён в том, что весь процесс выстрела, который начинается за несколько секунд до начала подъёма руки и заканчивается после её опускания, нужно разделить на две части, одинаково важные и взаимосвязанные. Первая часть, подготовительная, включает в себя обдумывание предстоящих действий, принятие позы для стрельбы и решения на выстрел. До начала подъёма руки стрелок мысленно "просматривает фильм" будущих действий и лишь потом приступает к их реализации. Подняв пистолет несколько выше мишени, стрелок внутренним взглядом проходит по узловым точкам изготовки: голеностоп, колени, поясница, плечо, запястье и говорит себе: "Я готов! Вперёд!". Так заканчивается первая часть. Важно чётко отделить подготовительную часть от исполнительной, т.е. собственно выстрела, "застолбить" её, например, таким способом: после "Я готов!" сделать вдох вместе со небольшим подъёмом руки и одновременно с "Вперёд!" начать опускание руки и выдох. Это и будет первым "столбом".
В подготовительной части исключительно важно не бояться потерь времени на контроль изготовки. Этот контроль просто необходим для создания у стрелка уверенности в надёжной фиксации позы, создания ощущения безопасности.
После утверждения: "Я готов! Вперёд!" стрелок уверенным, спокойным движением опускает пистолет в зону выстрела и одновременно начинает движение указательного пальца. Все эти действия нужно контролировать периферическим зрением и только после начала движения указательного пальца сфокусировать зрение на прицельных приспособлениях с максимальным вниманием. Прицеливаться во время движения указательного пальца, с приоритетом движения над прицеливанием! О безопасности подобного "пренебрежения" прицеливанием поговорим позже.
Прицеливание и спуск курка, неподвижность и движение - это антaгонисты, наша цель - поиск компромисса между ними. Начало движения указательного пальца во время такого деликатного процесса, каким является прицеливание почти всегда вызывает нарушение устойчивости. Время пребывания в районе выстрела увеличивается, амплитуда колебаний растёт - образуется порочный круг на выходе из которого нас ждёт плохая пробоина. Всё это выглядит совсем по-другому, если сначала активировать палец, а затем начать уточнённое прицеливание, не боясь возможной потери точности на первых порах. Время выстрела зависит не от прицеливания, а от скорости движения указательного пальца!
Выводы:
подготовительная часть выстрела должна быть выделена в самостоятельный элемент, не менее важный, чем собственно выстрел;
переход к исполнительной части, собственно выстрелу, нужно обязательно обозначить, лучше всего каким-нибудь естественным движением, так же как и окончание выстрела.
C. Удержание пистолета при выстреле
Понятие "хватка" применительно к произвольному пистолету несколько теряет свой традиционный смысл, так как постоянство контакта кисти руки и пистолета обеспечивается ортопедической рукояткой. В стрельбе из любого пистолета важна не сила напряжения мышц кисти, а постоянство мышечного тонуса этих мышц. Надёжное закрепление лучезапястного сустава (ЛЗС) без перенапряжения сгибателей пальцев - это тот прочный фундамент, на котором строится достаточно зыбкое сооружение качественного выстрела. Чем прочнее этот фундамент, тем увереннее стрелок производит выстрел, не боясь, что в самый ответственный момент включится в работу какая-нибудь мышца, кроме сгибателя указательного пальца. О силе хватки мы уже поговорили достаточно, теперь займёмся ЛЗС.
Надёжное закрепление ЛЗС - очень сложный процесс, требующий специальной тренировки, о чём, к сожалению, не знают даже многие тренеры, что и является причиной недостаточного к нему внимания в начальный период обучения. В результате молодой талантливый стрелок, достигнув достаточно высокого уровня, вдруг начинает резко снижать результаты. Обычно это происходит в такие переломные для молодого спортсмена моменты как, например, включение его в юниорскую сборную страны. Такой качественный скачок накладывает на новичка дополнительный груз, который может оказаться ему не по плечу. Если раньше он стрелял естественно, как птица поёт, то теперь он о б я з а н показывать высокий результат. Боязнь провала, желание и необходимость победы создают стрессовую ситуацию, в которой рвётся самое слабое звено, которым чаще всего оказывается закрепление ЛЗС. Вот где огромное, плохо изученное поле для очень деликатной тренерской работы, особенно сейчас, когда молодых стрелков считают не тысячами, как раньше, а, дай Бог, десятками. Я готов назвать имена 11 стрелков, бывших Чемпионами Европы среди юниоров, но так и не ставших стрелками высокого класса. Я далёк от мысли, что причиной неудачно сложившейся стрелковой судьбы этих несомненно талантливых парней явилось т о л ь к о их неумение закреплять ЛЗС. Причины, конечно же, могут быть значительно шире. Но, по крайней мере четверо из них, те, с которыми я участвовал в соревнованиях, а затем и тренировал их в составах сборных команд СССР и Украины, сошли с дистанции преимущественно по этой причине.
Поэтому мне хочется посоветовать всем стрелкам и тренерам оценить этот элемент техники в соответствии с тем местом в процессе производства выстрела, которое ему по праву принадлежит, и уделять ему на тренировках достойное внимание. Некоторые (далеко не исчерпывающие) советы по методике таких тренировок вы найдёте в разделе "Стрельба из положения сидя с упора".
Главная трудность в фиксации ЛЗС заключается в том, что работа мышц ЛЗС управляется не центральной нервной системой (ЦНС), а периферической (ПНС). Дело в том, что в обыденной жизни нам нет необходимости закреплять ЛЗС изолированно, поэтому нервные связи его с ЦНС, скажем так, дезактивированы, находятся в состоянии "Standby". Активировать эти связи возможно только длительной специальной тренировкой, результатом которой будет возможность надёжной фиксации ЛЗС без перенапряжения пальцев. Такое умение позволяет прочно удерживать пистолет в зоне выстрела и автономно сгибать указательный палец, а что ещё нужно для успешной стрельбы?
Очень важным является и умение стрелка создать д о выстрела такой тонус мышц, какой бывает п о с л е выстрела под воздействием отдачи. Вот несколько видов тренировки такого умения:
• стрельба из самозарядного пистолета парами выстрелов. Первый выстрел изменяет тонус мышц, который стрелок должен зафиксировать и "записать" в мышечную память и на этом фоне сделать второй выстрел. Этот вид тренировки был впервые применён Виктором Ивановичем Михайловым в 1968 году для тренировки Г.Косых, но никакого распространения не получил. Я его применяю уже более 30 лет и могу сказать, что это очень эффективное средство;
• стрельба из "двухзарядного" произвольного или пневматического пистолета. Первый выстрел стрелок производит только в своём воображении, создавая тем самым тонус мышц "после выстрела", и на этом фоне делает реальный выстрел;
• стрельба 20-секундных серий упражнения "Стандартный пистолет" (МП-10). Успех в этой стрельбе обычно определяется первым выстрелом, а остальные получаются как бы автоматически. Этот кажущийся автоматизм обусловлен оптимальным тонусом мышц, созданным первым выстрелом, а так как интервал времени между выстрелами недостаточно велик для точного прицеливания и достаточно велик, чтобы не спешить, стрельба ведётся в самых оптимальных условиях, т.е. на "автопилоте".
Вывод:
важнейшим техническим элементом выстрела является надёжное закрепление ЛЗС, освоив этот технический приём, вы избавитесь от большинства своих проблем.
D. Прицеливание и спуск курка
Уже в названии этого раздела, привычном по многим книгам, как в зеркале отражены ошибочные представления о технике выстрела. Мы привыкли прицеливаться, и только затем начинать нажим на спусковой крючок, а эти два важнейших элемента заключительной части выстрела должны выполняться одновременно. Мы уже коротко говорили об этом в разделе "Б", теперь поговорим о деталях.
Вообще-то я думаю, что говорить о точном выстреле из пистолета некорректно, это всегда компромиссный выстрел. Компромисс заключается в необходимости сделать точный выстрел и невозможности сохранить оружие неподвижным, ведь человек не тиски и пистолет всегда колеблется. Как и в любом компромиссе мы должны выбрать, что для нас в этом компромиссе важнее - точность прицеливания или надёжность удержания пистолета в зоне выстрела. Давайте разберёмся, стоит ли прицеливание того внимания, которое ему уделяет большинство стрелков? И так ли важна надёжность закрепления ЛЗС? Может быть достаточно дождаться совпадения ровной мушки с мишенью и нажать на спуск?
Итак, что важнее?
Мы привыкли к тому, что важнейшей для нас является зрительная информация и в стрельбе это тоже так, да и не может быть иначе. Вот только давайте посмотрим, нужна ли в стрельбе из пистолета идеальная точность и можем ли мы её эффективно использовать, если добьёмся?
Лучшим помощником в решении этой проблемы может быть "SCATT". Изучая архив "SCATT", я нашёл документальное подтверждение многим моим догадкам, например о том, что устойчивость сама по себе не гарантирует хорошей стрельбы. Например, Владимир Гончаров иногда удерживает пистолет в "десятке" по пять-шесть секунд, а у Михаила Неструева такие благоприятные моменты редко длятся даже одну секунду, но он использует их с более высокой эффективностью. Благодаря своему умению "вовремя дёрнуть" он был выбран лучшим стрелком Мира 2001 года.
Тот же "SCATT" показывает нам, что у всех стрелков, записи которых имеются в архиве, траектория колебаний перед выстрелом находится внутри круга "9,5" (у большинства - значительно лучше!), т.е. если в момент выстрела не будет никакого движения оружия, то результат каждого выстрела должен быть внутри этого круга.Из практики знаю, что устойчивость последней секунды внутри круга "9,5" имеют стрелки не только мировой элиты, зафиксированные в архиве "SCATT", но и стрелки среднего уровня, составляющие основную массу спортсменов.
Все стрелки знакомы с таким феноменом, когда выстрелы получаются как бы автоматически - как только ровная мушка входит в зону выстрела, палец уже нажимает на спуск. Это происходит тогда, когда работает наш "автопилот", т.е. подсознание. Давайте проведём эксперимент, отделим наше сознание от подсознания. Сделать это можно так: стрелок, играя роль сознания, должен выполнить все элементы выстрела как обычно, а тренер в роли подсознания нажмёт на спуск, не видя картины прицеливания. Удобнее всего сделать это с помощью нехитрого приспособления с использованием спускового тросика для фотоаппарата, изображённого на рис.1. В 100% случаев стрельба получается лучше, чем обычным способом. Это говорит о том, что прицеливание играет второстепенную роль, а главным является сохранение неподвижности оружия в момент выстрела вне зависимости от точности прицеливания. Наша устойчивость всегда лучше, чем нам кажется.
Суммируя изложенное в двух предыдущих абзацах получим: если стрелок после входа ровной мушки в зону выстрела начнёт движение указательного пальца и доведёт его до конца, не особенно заботясь о точности прицеливания, выстрел будет внутри круга его потенциальных возможностей.
Впервые я провёл этот опыт стрельбы "дуэтом" более 40 лет назад, правда, в стрельбе из винтовки. Мы вдвоём с Владимиром Лукьянчуком стреляли на 50 метров, я из пистолета, а он из винтовки. Вдруг он пожаловался, что совсем разладилась стрельба стоя, всегда бывшая его коньком. Вот тогда я стал слева от него и когда видел, что оружие останавливается, пистолетным шомполом ударял по спице спуска. Результат первой серии нас просто шокировал - 95 очков! Отстреляли ещё несколько серий - не хуже. Через неделю на Чемпионате Вооружённых Сил в Тбилиси Володя установил новый рекорд в произвольном стандарте 3х20 на 300 метров - 590 очков (200+193+197). Этот рекорд никогда не был побит - просто перестали выполнять это упражнение.
Этот эксперимент можно успешно провести и без технических ухищрений, но только стреляя из пневматического или стандартного пистолета. Тренер накладывает свои пальцы поверх пальцев стрелка, не сопротивляясь движениям его руки, ждёт стабилизации изготовки и решительно, но деликатно нажимает на спуск, (фото 3). Тех, кого не убедит и это, отсылаю снова к "SCATT". На графике "Time shift" можно видеть, что если бы выстрел происходил на 0,1-0,3 секунды раньше, результат был бы выше. Это не совсем верно, так как, делая выстрел раньше, стрелок будет совершать ту же ошибку - терять устойчивость в момент нажима на спуск. Снова приходим к тому же выводу - неподвижность в момент выстрела является непременным условием надёжного выстрела, могу сказать, главным условием.
Собственно прицеливание в стрельбе из любого пистолета не имеет принципиальных отличий, связанных с выполняемым упражнением. В любом виде пистолетной стрельбы важно сохранить ровную мушку, не акцентируя внимания на том, где эта мушка находится. Права старая стрелковая поговорка: "Плавно жать, не дышать, мушку ровную держать". Думаю, что не случайно в этой поговорке дана такая последовательность: сначала нажим, затем прицеливание. Трудно заставить себя контролировать только положение мушки в прорези, абстрагируясь от мишени, но это просто необходимо. Очень действенную помощь в привыкании к такому "безмишенному" прицеливанию может оказать простое приспособление, придуманное стрелком и врачом сборной команды Украины Сергеем Колесником - фото 8. Пластинку из прозрачного оргстекла нужно закрепить на целике и над прорезью сделать матовый кружок, проекция которого должна закрывать мишень. Такое устройство помогает активизировать указательный палец или, точнее сказать, ослабляет психологическую составляющую самого ответственного момента выстрела.
Всем стрелкам знакомо состояние, когда палец "не жмёт". Если сосредоточить внимание на пальце, то, может быть, он и начнёт нажимать, но хорошей стрельбы при этом добиться трудно, так как активизация работы указательного пальца почти всегда нарушает устойчивость. Причём это происходит только в тех случаях, когда стрелок не имеет права на ошибку. Это происходит потому, что боязнь плохого выстрела приводит к преждевременной концентрации внимания на прицеливании, что и тормозит движение указательного пальца. Несколько выстрелов "вхолостую" с контролем включения указательного пальца до начала уточнённого прицеливания помогут восстановить координацию. При этом решающим является уверенность стрелка в том, что его изготовка обладает необходимым запасом прочности. Этот элемент выстрела настолько психологичен, что его нельзя считать чисто техническим действием. Уверенность стрелка в успешности своих действий важнее технической готовности. В связи с этим мне вспомнился один исторический анекдот, прочитанный мной много лет тому в журнале "Юный техник". Нобелевский лауреат по физике Нильс Бор прогуливался со своими учениками за городом. Один из молодых физиков взял камень и, бросив его, попал в столб метрах в сорока. На это Н.Бор, как и положено гению, отреагировал научно обоснованным заключением: "Целиться в столь отдалённый предмет и попасть в него - это, конечно, невозможно, но если обладать нахальством и бросить камень в нужном направлении, представив при этом абсурдную вероятность попадания, тогда это, пожалуй, случится. Представление, будто подобное всё-таки может произойти, бывает сильнее упражнения и воли". Вот вам психологическая подготовка в одной фразе! Я бы написал эту фразу большими буквами в каждом тире.
Вывод:
не боясь показаться ортодоксом утверждаю - основным условием качественного выстрела является неподвижность оружия в момент спуска, вне зависимости от того, где оно остановилось.
E. Действия стрелка после выстрела
После выстрела стрелок продолжает сохранять не только изготовку, но и своё внутреннее состояние в течение 3-5 секунд - тонус мышц неизменен, палец продолжает нажим, ровная мушка в зоне выстрела. Полезно в это время прицелиться и подумать: "Следующий выстрел сделаю во-о-о-т с такой ровной мушкой". Затем нужно одновременно со вдохом слегка поднять руку с пистолетом и, делая выдох, опустить её. Это и будет второй "столб", фиксирующий окончание выстрела.
Опустив руку с пистолетом, стрелок расслабляет мышцы и анализирует выстрел. Если реальная пробоина не совпадает с отметкой и стрелок уверен в точности установок прицела и достоверности отметки, нужно сделать поправку, а если пробоины соответствуют отметкам, то нужно продолжать стрельбу, желательно в высоком темпе. Во всех случаях появления плохой пробоины нужно обязательно остановиться, но не для того, чтобы искать ошибку, а для того, чтобы восстановить алгоритм выстрела, сделав несколько выстрелов "вхолостую". Хочу привести пример, к чему может привести несоблюдение этого правила. Сидней, Олимпиада 2000, произвольный пистолет. После четырёх серий гватемалец Серхио Санчес был в группе лидеров. В середине пятой серии вдруг появилась "восьмёрка", вероятно при хорошей отметке. Серхио вспылил и тут же сделал следующий выстрел - снова "восьмёрка" и снова взрыв неуправляемого характера. Только сделав ещё одну "восьмёрку", а следом и "семёрку" Серхио остановился, но ведь потерянные очки не вернёшь, поезд ушёл и увёз с собой возможность попасть в финал - для этого более чем достаточно было сделать всего-навсего четыре "девятки".
Выводы:
после выстрела рука, вернувшаяся в зону выстрела, удерживается некоторое время и опускается только по специальному сигналу;
после каждого выстрела нужно сравнивать пробоину с отметкой, если они совпадают, то предпочтительнее вести стрельбу в высоком темпе;
если пробоина не соответствует отметке, то не нужно искать причину этого несовпадения, лучше сделать пару выстрелов "вхолостую", восстанавливая алгоритм производства выстрела.
III. Специальные виды тренировки
В этом разделе описаны некоторые нетрадиционные виды тренировки, об одном из которых, стрельбе "дуэтом", мы уже упоминали. Хочу сразу же оговориться, что почти все эти виды тренировки являются строго индивидуальными и требуют от тренера большой увлечённости и больших затрат энергии. Уверяю вас - овчинка стоит выделки!
А. Стрельба вдвоём - "дуэт"
Наибольший эффект этот вид тренировки даёт в начальном обучении, но он может оказаться очень полезным и опытным стрелкам в периоды расстройств техники, от которых не застрахован никто. Думаю, что наиболее полезным является психологическая помощь "дуэта" молодым стрелкам, даёт им возможность почувствовать вкус хорошего выстрела, поверить в свои возможности. Ведь подавляющее большинство приходящих в тир хотят научиться попадать в "десятку", а не освоить технически грамотный выстрел. "Дуэт" несомненно снизит степень разочарования, почти неизбежно возникающего при методе бросания в воду неумеющего плавать.
Тренеру, решившему использовать контактные способы тренировки, нужно запастись терпением и настойчивостью, так как они достаточно утомительны для тренера.
Итак, тренер стоит слева от стрелка и правой рукой поддерживает его руку с пистолетом. Большой палец касается нижней части рукоятки слева, а четыре остальных пальца охватывают запястье и кисть стрелка (Фото 4 и 5). Тренер не должен проявлять никакой активности, фактически служить упором. Даже очень лёгкое, воздушное касание такого упора улучшает устойчивость новичка до уровня тренерской, а тренеру позволяет получить самую достоверную информацию о надёжности закрепления ЛЗС ученика.
Если основной проблемой стрелка является заторможенность указательного пальца, то тренер может воспользоваться другим способом контактной тренировки. При этом виде "дуэта" тренер, стоя справа от стрелка, накладывает свой большой палец несколько впереди ЛЗС стрелка, а остальными пальцами охватывает его пальцы (Фото 3), и, когда видит, что колебания стабилизировались, производит выстрел, заботясь только о неподвижной фиксации ЛЗС.
Часто начинающие стрелки считают, что причиной их плохой стрельбы является только плохая устойчивость. В значительной степени это, конечно, так и есть, но устойчивость даже у начинающих почти всегда достаточна для попадания в чёрный круг мишени. Основной же причиной плохих пробоин является неумение молодых стрелков (а иногда и опытных!) сохранить стабильный тонус мышц ЛЗС при спуске курка. Для того, чтобы показать стрелку ошибочность его представления о приоритете устойчивости, тренер может предпринять следующее. Во-первых, взять пистолет и выполнить серию выстрелов при специально созданной, видимой стрелкам плохой устойчивости. Предварительно, конечно же, нужно потренироваться, иначе можно получить негативный эффект. Во-вторых, можно воспользоваться устройством, изображённым на рис.1 или способом, показанным на фото 3.Первый из этих способов является более "чистым" экспериментом, но зато второй можно провести в любой момент.
B. Стрельба из положения "сидя с упора"
Область применения этого вида тренировки охватывает все категории стрелков - от начинающих до мастеров высшего класса.
Упор изготавливается из толстого поролона или древесины и поролона - фото 6 и 7. Применение упора в обучении начинающих несложно и не требует специальных пояснений. Необходимым представляется обоснование нужности такого вида тренировки и одно методическое замечание.
Как известно, обучение стрельбе из винтовки начинается со стрельбы с упора. Эта тренировка длится несколько месяцев и только затем переходят к стрельбе с использованием ремня. И это при том, что удерживать винтовку с использованием ремня значительно легче, чем пистолет одной рукой. Для многих начинающих пистолетчиков трудности удержания пистолета, закрепления ЛЗС и нажима на спуск - и всё это одной рукой одновременно, оказываются настолько большими, что вызывают неверие в возможности их преодоления и они прекращают тренировки. Применение упора может помочь их становлению.
Суть методического замечания заключается в том, что пистолет не должен касаться упора. Стрелок держит руку так, чтобы прикасаться к наклонной части упора костяшками пальцев. (Фото 6). Этого достаточно, чтобы остановить колебания руки и в то же время стрелок не перекладывает задачу удержания веса пистолета на упор. Начинающие стрелки выполняют это упражнение из положения сидя, лучше на табуретке, стараясь держать верхнюю часть корпуса в таком положении, которое бывает при стрельбе стоя. Подготовительную часть выстрела нужно провести так же, как и при обычной стрельбе, приподняв пистолет над упором. После фразы "Я готов! Вперёд!" опустить руку вниз до касания упора костяшками пальцев, одновременно начиная нажим на спусковой крючок. Нажим должен быть непрерывным равнозамедленным движением.
Мягкий упор не даёт возможности расслабить мышцы, удерживающие руку с оружием, однако создаёт почти идеальную устойчивость, которая сохраняется значительно дольше, чем при обычной стрельбе. В этих условиях стрелок может быстрее освоить технику координированного с устойчивостью спуска курка и прицеливания. Процесс выстрела тренер может контролировать при помощи ортоскопа, закреплённого на регулируемой по высоте подставке.
Очень эффективным является использование упора для тренировки умения закреплять ЛЗС всех категорий стрелков. Отличие этого вида тренировки от описанного выше заключается в том, что упора касается предплечье непосредственно за ЛЗС. (Фото 7). Для чего это нужно? Когда мы стреляем стоя, то вся система "стрелок - оружие" испытывает постоянные колебания, все части тела колеблются относительно друг друга. В положении сидя с опорой предплечьем мы достаточно надёжно исключаем колебания корпуса и руки и стрелок остаётся один на один с колебаниями кисти. Кое-кто может подумать, что стрелять, используя такой вид упора, очень легко. Попробуйте - и первые же выстрелы покажут ошибочность такого мнения. Хочу рассказать о том, как такой великолепный стрелок как Анатолий Егрищин, ныне старший тренер пистолетной группы сборной команды России, сделал первые выстрелы с таким упором. Армейские стрелки проводили во Львове учебно-тренировочный сбор в начале сезона 1986 года. Рассказав стрелкам о сути тренировки с использованием упора и о том, что для получения положительного эффекта может понадобиться несколько месяцев, я попросил всех решить вопрос о согласии или несогласии включиться в этот эксперимент со своими личными тренерами. Все 10 стрелков моей группы согласились начать такой вид тренировки. Во время третьей тренировки появился Семёныч, как уважительно называют Егрищина уже много лет, только что приехавший на сбор, и, увидев такую непривычную картину, спросил у меня: "Что это они делают?" и в ответ на мои объяснения заявил: "Да я сейчас 600 сделаю!". Представьте себе, как он себя чувствовал, когда первым выстрелом попал "шестёрку" вверх, а вторым - "шестёрку" вниз. Семёныч, конечно же, освоил это упражнение быстрее своих более молодых коллег, он ведь был одним из лучших стрелков Мира, в его активе был результат 581 очко в произвольном пистолете.
Армейская сборная использовала этот вид тренировки на всех сборах 1986-1987 годов (а их тогда было много !), причём первые соревнования мы провели после двух месяцев тренировки. Затем в семи соревнованиях подряд всесоюзного уровня армейские пистолетчики не приграли ни одного старта команде "Динамо" в стрельбе из произвольного и пневматического пистолетов, а до этого семь лет не выигрывали.
Не думаю, что этот успех был обеспечен только тренировкой с применением упора, но положительный эффект этой тренировки представляется несомненным. Основным препятствием на пути распространения этого вида тренировки является консерватизм, а порой и лень как тренеров так и стрелков, неверие в эффективность новшества.
Положительный эффект может проявиться не сразу и в разной степени у разных стрелков. Отдельные стрелки, особенно очень "ловкие", подлавливающие момент для удачного выстрела, могут и не улучшить своих результатов. Но тот, кто проявит трудолюбие и уделит такой тренировке 40-60 минут в день, тот не пожалеет о затраченном времени.
Одно необходимое замечание по методике такой тренировки. Начинать её, как и любую другую тренировку, нужно с разминки продолжительностью 11-15 минут. Максимальное количество выстрелов для стрельбы с упора - 50, такую нагрузку может выдержать только хорошо тренированный стрелок. После окончания стрельбы с упора нужно отдохнуть примерно 10 минут и затем провести разминку в положении стоя, чтобы подготовить те мышцы, которые не были активно задействованы в стрельбе сидя. Без такой разминки возможно появление неотмеченных далёких отрывов, что может вызвать негативную реакцию на тренировку с использованием упора.
Эта работа не претендует на роль истины в последней инстанции. Автор отдаёт себе отчёт в том, что по многим вопросам правомерно существуют и другие мнения. Цель этой работы - активизация тренерской мысли, она обращена к тем коллегам - тренерам, которые хотят повысить эффективность своего тяжёлого труда, о котором очень душевно сказал Михаил Ножкин:
Работа - не для пижонов,
Покоя - ни днём, ни ночью.
У тренера хлеб тяжёлый,
У тренера жизнь короче.
С благодарностью приму любые мнения о написанном выше.
Мой e-mail: dubich@yahoo.com
Жду!
Анатолий Поддубный
Источник: wwwshooting.ur.ru/teor.html
Верстка HTML: Oleg
Источник: airgunning.com